Петров пост не является таким строгим, как Великий, однако это не повод его игнорировать. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 12 июня и продолжается до 11 июля. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена воздвижения Константинопольского храма во имя апостолов Петра и Павла в Риме в 337 году.
Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе Апостольского предания: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». И сегодня хотелось бы предложить читателю немного поразмышлять на тему поста. Что такое пост? Для чего он нужен? Какую пищу при этом можно вкушать?
Если быть кратким, то пост — это воздержание. Воздержание не только в пище, но и в помыслах и действиях. Пост имеет две составляющие: телесную и духовную. «Полезен нам пост телесный, — говорил свят. Тихон Задонский, — ибо умерщвляет страсти. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?». Можно почти с уверенностью сказать, что вышеописанное духовное и физическое состояние человека — это идеал поста. Но на практике часто бывает далеко не так. Как правило, в столь сложном деле как пост, многие люди впадают в крайности. Это особенно часто наблюдается у людей, не имеющих опытного духовного наставника. Некоторые начинают брать на себя тяжелые молитвенные подвиги, забывая о рабочих и домашних обязанностях, другие изнуряют себя тяжким телесным постом, итогом которого зачастую становится физическое истощение организма или обращение к врачу. Забывая о ближних и убивая свое тело, человек не становится ближе к Богу, а фактически грешит. В подобном состоянии человек начинает уподобляться лукавому, который не ест и не пьет, но творит свои гнусные дела. Поэтому такой пост не угоден Господу.
Невкушение той или иной пищи, не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, — например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.
Нельзя, кроме того, налагать узы поста на маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, — к богослужению, к молитве и к посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это должно осуществляться постепенно и не в ущерб здоровью.
Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например, во время путешествий. Ведь когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях и даже есть свидетельства того что и Христос, переходя из селения в селение, не мог воздерживаться от особого рода пищи. То же самое — когда мы живем у других людей или приходим в гости. Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что делать, если в постный день приглашают на день рождения, празднование какого-либо события? Можно ли есть то, что предложат хозяева, или надо отказываться от скоромной пищи? Думается, вопрос должен ставиться иначе: идти или не ходить? Если мы приняли решение пойти, то сидеть среди радующихся, веселящихся людей с постным лицом, отказываться от предлагаемой пищи, служа молчаливым укором для всех непостящихся, будет неправильно. Господь Иисус Христос говорил: «Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф. 6:16—18). Этими словами Христос показывает, что у поста есть внешняя сторона и внутренняя. И об этой внутренней стороне скажем несколько слов. Нередко в христианской среде можно наблюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост — и они озлобляются, раздражаются, ссорятся друг с другом. Происходит это отчасти потому, что воздерживаясь от пищи, люди тем самым смиряют свое физическое естество, приглушают телесные страсти. А страстная энергия требует какого-то выхода; и вот, она выплескивается на других людей. Если такое происходит, постящийся должен понимать: его пост — именно тот неугодный Богу пост, о котором говорит пророк Исаия. Мы должны поститься не для «распрей и ссор», но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел.
По словам пророка Исаии, пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближним. Сущность поста выражена в словах: «Отдай голодному душу твою». Пост — это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспективе. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.
В этом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе слово, что в течение поста никого вслух не осуждать. Если нам удастся это время продержаться, никого не осуждая, это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воздерживаться от осуждения лишь во время этого поста, но поскольку мы осуждаем друг друга ежедневно, дадим себе шанс и возможность хотя бы на время замкнуть уста для всякого слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отношение к другим людям после нескольких недель такого духовного упражнения. Можно также дать себе зарок в течение поста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Это бывает очень трудно — не раздражатся на наших ближних или на сослуживцев, но если мы сможем — это будет драгоценнее и для Бога, и для каждого из нас, чем воздержание от той или иной пищи. Господь сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, оскверняет его… Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 5:11,19). И время поста идеально подходит для исправления, это то самое время, когда мы можем его начать, сделав первый шаг навстречу к Своему Творцу и Создателю, при этом став ближе и роднее для своих родных и близких, и пусть каждому из нас в этом поможет Всемилостивый Господь Бог.