Информация к новости
13-06-2017, 11:30

Почему нельзя игнорировать Петров пост

Категория: Новини / Слово пастиря


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Почему нельзя игнорировать Петров пост

Петров пост не является таким строгим, как Великий, однако это не повод его игнорировать. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 12 июня и продолжается до 11 июля. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена воздвижения Константинопольского храма во имя апостолов Петра и Павла в Риме в 337 году.

Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе Апостольского предания: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». И сегодня хотелось бы предложить читателю немного поразмышлять на тему поста. Что такое пост? Для чего он нужен? Какую пищу при этом можно вкушать?

Если быть кратким, то пост — это воздержание. Воздержание не только в пище, но и в помыслах и действиях. Пост имеет две составляющие: телесную и духовную. «Полезен нам пост телесный, — говорил свят. Тихон Задонский, —  ибо умерщвляет страсти. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?». Можно почти с уверенностью сказать, что вышеописанное духовное и физическое состояние человека — это идеал поста. Но на практике часто бывает далеко не так. Как правило, в столь сложном деле как пост, многие люди впадают в крайности. Это особенно часто наблюдается у людей, не имеющих опытного духовного наставника. Некоторые начинают брать на себя тяжелые молитвенные подвиги, забывая о рабочих и домашних обязанностях, другие изнуряют себя тяжким телесным постом, итогом которого зачастую становится физическое истощение организма или обращение к врачу. Забывая о ближних и убивая свое тело, человек не становится ближе к Богу, а фактически грешит. В подобном состоянии человек начинает уподобляться лукавому, который не ест и не пьет, но творит свои гнусные дела. Поэтому такой пост не угоден Господу.

Невкушение той или иной пищи, не должно быть самоце­лью. Ведь существует много причин, по кото­рым человек не может соблюдать телесный пост, — например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписа­ния врачей.

Нельзя, кроме того, налагать узы поста на маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, — к богослужению, к молитве и к посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это долж­но осуществляться постепенно и не в ущерб здоровью.

Почему нельзя игнорировать Петров пост

 

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например, во время путешествий. Ведь когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях и даже есть свидетельства того что и Христос, переходя из селения в селение, не мог воздерживаться от особого рода пищи. То же самое — когда мы живем у других людей или прихо­дим в гости. Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что делать, если в постный день приглашают на день рождения, празднование какого-либо события? Можно ли есть то, что предложат хозяева, или надо отказываться от скоромной пищи? Думается, вопрос должен ставиться иначе: идти или не ходить? Если мы приняли решение пойти, то сидеть среди радующихся, веселящихся людей с пост­ным лицом, отказываться от предлагаемой пищи, служа молчаливым укором для всех непостящихся, будет неправильно. Господь Ии­сус Христос говорил: «Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они прини­мают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф. 6:16—18). Этими словами Христос показывает, что у поста есть внешняя сторона и внутренняя. И об этой внутренней стороне скажем несколько слов. Нередко в христианской среде можно на­блюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост — и они озлобля­ются, раздражаются, ссорятся друг с другом. Происходит это отчасти потому, что воздер­живаясь от пищи, люди тем самым смиряют свое физическое естество, приглушают теле­сные страсти. А страстная энергия требует какого-то выхода; и вот, она выплескивается на других людей. Если такое происходит, постящийся дол­жен понимать: его пост — именно тот неугод­ный Богу пост, о котором говорит пророк Исаия. Мы должны поститься не для «распрей и ссор», но для того, чтобы примириться с Бо­гом и друг с другом. Пост должен высвобож­дать нашу духовную энергию для добрых дел.

По словам пророка Исаии, пост заклю­чается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближним. Сущность поста выражена в словах: «Отдай голодному душу твою». Пост — это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время  поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой пер­спективе. Это гораздо важнее и гораздо труд­нее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток матери­альных средств и т. д.), то в том, что мы не ра­ботаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.

В этом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе слово, что в те­чение поста никого вслух не осуждать. Если нам удастся это время продержаться, ни­кого не осуждая, это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воз­держиваться от осуждения лишь во время этого поста, но поскольку мы осуждаем друг друга ежедневно, дадим себе шанс и возмож­ность хотя бы на время замкнуть уста для вся­кого слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отно­шение к другим людям после нескольких не­дель такого духовного упражнения. Можно также дать себе зарок в течение по­ста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Это бывает очень трудно — не раздражатся на наших ближних или на сослуживцев, но если мы сможем — это будет драго­ценнее и для Бога, и для каждого из нас, чем воздержание от той или иной пищи. Господь сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, осквер­няет его… Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 5:11,19). И время поста идеально подхо­дит для исправления, это то самое время, когда мы можем его начать, сделав первый шаг навстречу к Своему Творцу и Создателю, при этом став ближе и роднее для своих родных и близких, и пусть каждому из нас в этом поможет Всемилостивый  Господь Бог.

 

 




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.