Кому из нас не испортили настроение в маршрутке? Не оттоптали обувь из-за корыстного желания водителя набить пассажирами салон, словно сельдей в бочку, в погоне за лишней «пятеркой», не «плющили» при резком торможении, либо «крутом» старте автобуса? Кого не обхамил водитель, недовольный тихой просьбой об остановке, крупной купюрой, «которую нужно подавать заранее», «оскорбленный» предъявленными пассажиром документами на льготный проезд («все настоящие чернобыльцы уже давно поумирали») и многим, многим другим.
Почему же так происходит?
Вроде бы есть одинаковые для всех правила дорожного движения и правила перевозки людей. Есть права и обязанности водителя транспортного средства и пассажира. Указаны, наконец, телефоны, куда можно пожаловаться на этот вид транспорта.
Но… все это на бумаге. А в реальной жизни создается впечатление,будто наравне с народными депутатами, судьями и другими категориями, в число неприкосновенных попали также и водители маршруток. Пускай, и не «де-юре», зато «де-факто».
Спросите: откуда возникла такая нелепая мысль? Да потому, что это люди, по всей видимости, совершенно необыкновенные, я бы сказал: «небожители», исходя из того, как они плюют на всё и всех – Закон, ГАИ, да и на нас с вами, пассажиров, за те деньги, на которые живут сами и кормят свои семьи.
Судя по всему, – живут неплохо, ибо за места свои держатся цепко. В общем, вопреки библей-ской заповеди постоянно кусают руку, которая их кормит, и плюют в тот самый колодец, из которого приходится воду пить.
Начнем «экскурсию» по маршрутке с так называемых «юморных» наклеек, которыми облеплено рабочее место практически каждого водителя. Здесь, как, кстати, и в музыкальных наклонностях этих людей, встретишь весь набор жанров: от жлобско-сального («не трахать дверями!»), продолжая прямыми намеками на жадность и тупость пассажиров («не клянчи сдачи», «остановки типа «тута» и «здеся» будут выполняться «тама») – до содержащих прямые угрозы в их адрес: «Нахамив водителю, ты получаешь шанс перейти в категорию льготных пассажиров», и «Клиент всегда прав: пока он жив».
Далее, о льготных категориях. Сколько уже говорено-переговорено и написано о правах инвалидов, ветеранов, участников разных войн, – все эти права фактически остаются снаружи маршрутки. Ибо, даже нищие на паперти не подвергаются таким унижениям, как «льготники», – тех хотя бы не оскорбляют, не комментируют их социальное положение: либо подают милостыню, либо нет. Но – молча!
Совсем не так «оцениваются» документы пожилых людей в маршрутных такси. Здесь даже можно пополнить свой лексический запас, выслушав весь ассортимент: от – «На этой корове ещё пахать нужно, а она – туда же», до – «видели мы таких участников боевых действий, сами такие участники!»
А ведь ни для кого не секрет, что права эти гарантированы от имени государства, но сводятся на нет «водилой» Пашей и «водилой» Лёшей.
Есть еще масса вопросов к этому виду транспорта и организаторам его работы. Например, имеет ли водитель маршрутки право брать стоячих пассажиров (при отсутствии мест для сидения)? Особенно это касается пригородных маршрутов и межгородского сообщения.
Если не имеет, – то почему берёт; если имеет, – то где же те горизонтальные и вертикальные поручни, за которые должны держаться руками эти стоячие пассажиры? Где дуги над спинками сидений, за которые можно ухватиться при том бешено-дёрганом ритме, в котором имеют привычку ездить водители маршруток?
Пользуясь часто маршрутками номер 25 (Одесса – Ильичевск) и 601 (Одесса-Каролино-Бугаз) я не раз с ужасом представлял: что будет, если автомобиль резко затормозит. Салон маршрутки, как правило, переполнен, а гоняют эти «джигиты» по трассе со скоростью 100 и более километров (при дозволенных – 90); так и думаешь, сколько травм может быть получено при таком режиме езды, Я не говорю уже о разных ДТП: и, хотя говорить не хочется, но по данным статистики именно микроавтобусы – маршрутки находятся на первом месте по этому печальному показателю.
Возьмём еще один, весьма важный для пользователей маршруток пример: может ли водитель высадить пассажира там, где тому удобно. Ведь сплошь и рядом на просьбы пассажиров сделать остановку, достаточно грубо отвечают: мол, не могут выполнить это по причине постановления Одесского горисполкома, якобы разрешающего останавливаться лишь на специально оборудованных остановках.
Но тут сами собой возникают новые вопросы: а почему же для посадки пассажиров водитель использует любую возможность, либо даже проводит эту операцию со второй полосы движения, преграждая путь идущей справа колонне автомобилей? А, во-вторых, что делать, например, на таких улицах как Екатерининская, по которой проходят десятки разномаршрутных такси, и нет ни одной обустроенной остановки по причине отсутствия общественного транспорта, который бы двигался по этой улице.
В ответ на жалобы жителей города, управление транспорта горисполкома дало чёткое разъяснение: остановки для посадки и высадки пассажиров можно делать в любых местах, где нет запрещающих знаков для этой процедуры. Однако, такое разъяснение либо не дошло до сознания водителей, либо было ими не услышано. Но для основной массы пассажиров и водителей это ничего не изменило.
А еще нельзя умолчать о постоянном нарушении водителями маршруток правил дорожного движения через пользование мобильными телефонами в ходу.
Ведь за рубежом водителям, выполняющим свои функции – то есть попросту говоря, – сидящим за рулём, – запрещают занимать руки мобильными телефонами во время движения. Это касается абсолютно всех, включая водителей легковушек. Уже лет десять назад появились приборы, или гарнитура под названием «свободные руки», казалось бы – пользуйтесь на здоровье. И пользование мобилками, занимающими как минимум одну руку водителя (а при наборе номера – обе!) неоднократно запрещалось, был даже введен штраф за такое нарушение.
Но … этот запрет не привился: по мобилкам разговаривают все водители, включая и тех, что водят маршрутки. За время нахождения в рейсе от Одессы до Ильичевска (или в обратном направлении) водители 25-го, 60-го, 80-го маршрутов берут в руки трубку не менее 12-15 раз. Обсуждается практически всё: и «менты» на дороге, и дислокация других машин (кто и где сейчас находится, а ещё важнее – кто перед кем «влез» без очереди), решаются семейные проблемы и обсуждаются сердечные дела.
Как-то я обратил внимание водителя на опасность такого поведения для пассажиров – он попросил не отвлекать его. Пассажиры дружно поддержали этого «керманыча», как будто их безопасности, как, впрочем, и моей, – его любовь к телефонной болтовне совершенно не угрожала. Как я понял, не отвлекать просят именно от этих самых телефонных переговоров, вовсе не от дорожного движения. Я больше и не отрывал.
А вот куда ГАИ смотрит?..