Одесситка. Какая она? Эту задачу решают философы, художники, писатели, поэты, по-своему пытаясь разгадать, в чем ее неповторимость, что делает ее особенной, что так приковывает и завораживает взгляд, заставляет волноваться душу и сердце. Думаю, что вот такая.
Более полувека имя Елены Кукловой прочно занимает достойное место в культурной жизни Одессы. Актриса филармонии, она избрала своей стезей искусство художественного слова и преданно служит ему. За это время Елена Яковлевна подготовила и исполнила сотни концертов и литературных программ. Она и сегодня по-прежнему дарит свой талант людям. И ее творчество оценено по заслугам.
Елена Куклова – лауреат литературных премий К. Паустовского, И. Рядченко, Б. Ахмадулиной, муниципальной премии «Культурная столица-2019». В этом году Елена Яковлевна отметила сразу два юбилея – 80-летие и 55 лет творческой деятельности. За участие в благотворительных акциях Е. Куклова была награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги.
А как все начиналось…
Как у настоящей одесситки, в ней намешано много кровей – украинская, еврейская, греческая. Мама – Гуценко, папа – Крацберг. Родители поженились перед войной. Молодым дали квартиру на ул. Греческой, 7. Но как и у всех маленьких одесситов, родившихся в предвоенные годы, детство Лены закончилось рано.
Когда началась война, отец добровольцем отправился на фронт, оставив молоденькую жену и двухлетнюю дочку. Гражданский инженер стал командиром взвода стрелков морской пехоты. Родителей и сестру отца в годы войны фашисты угнали и расстреляли. А к Леночке с мамой пришла дворничиха и в ультимативной форме заявила матери: «Люба, есди ты не отдашь мне квартиру, я расскажу, что ты жена еврея и дочь у тебя еврейка». Мама, которой в ту пору было 20 лет, пережила такой испуг, что бежала из дома с дочкой на руках. Страх, пережитый в годы войны, подорвал ей здоровье на всю жизнь. От беды они укрылись в Вознесенском переулке, у бабушки.
– Помню, что меня все время перепрятывали,– вспоминает Елена Яковлевна. – Долгие годы в нашем доме хранился сундучок, в котором мне приказывали тихо лежать, если в дом кто-то стучал. Я принимала это за игру: сказали сидеть тихо, я сидела. Или прятали у соседей в чулане. У нашей соседки, доброй женщины Александры Васильевны Корольковой было 10 детей. И в опасные моменты облав и проверок я была там одиннадцатым ребенком. Брат моей подружки смеялся надо мной, спрашивал: что ты не такая, как все? И я, трехлетняя, мыла глаза, хотела быть, как все. Какие-то вспышки памяти. Помню бомбежки Одессы и где находилось бомбоубежище, в котором мы прятались. Помню объятия моей мамы, которая все боялась, что меня у нее заберут. Помню освобождение Одессы, когда все целовались. И помню 9 мая уже осознанно, в 6 лет.
Но отец Лены всего этого не узнал: он погиб под Севастополем в декабре 1941-го. А она, как и все дети военного лихолетья, рано выросла. Рано начала говорить. Рано стала читать. С самых юных лет девочка представляла себя только актрисой. Телевизоров в ту пору не было. Но был радиотеатр, который Леночка не пропускала, приникая к приемнику и внимательно слушая. Каждая программа была праздником. Иногда удавалось сходить с бабушкой в театр. Но это были редкие, случайные походы.
С семи лет Лена читала уже бегло и выразительно. Была какая-то врожденная грамотность, врожденное чувство Слова, любовь к Слову. Откуда все это у девочки?
– Бабушка была интересной рассказчицей. А мама имела артистичную натуру. Помню, как она выразительно читала мне сказки, басни. Она подарила мне свой голос и свою неосуществленную мечту о сцене. С юных лет я уже читала поэзию, хорошо ее знала и, обладая прекрасной памятью, могла часами читать наизусть любимые произведения.
В мечтах она видела себя на сцене. И не беда, что жила семья более чем скромно. Леночка любила одеваться и умела это делать. Фантазия работала, и она могла из ничего создать наряд.
У Елены Яковлевны были прекрасные учителя, с которыми она прошла настоящую школу мастерства. После десятилетки поступила в Театральную студию при Доме актера, которой руководила педагог и режиссер Зинаида Григорьевна Дьяконова. Ее творческий путь определил Дмитрий Николаевич Журавлев, который прослушав 18-летнюю девушку, уверенно сказал, что у нее есть талант. Но можно бесконечно учиться, работать над собой, оттачивать талант и не добиваться желаемого. А можно родиться Актрисой и служить своему предназначению всю жизнь, без остатка. Ей предлагали играть в театре. Но она хотела работать только в Филармонии. «Актрис много, а чтецов мало»,– решила для себя девушка.
Начала Леночка с работы в одесских санаториях от общества «Знание», пока однажды певец Борис Петрович Зайцев не заметил ее и не привел в Филармонию. Там они вместе и осуществили самую первую в жизни Леночки программу «Пусть об этом расскажет песня». Борис Зайцев был фронтовиком и тема войны была главной в его творчестве. Музыкально-литературную композицию написал театральный режиссер Евгений Петрович Купченко. На первом выступлении у дебютантки предательски дрожали колени. Но никто этого волнения не заметил: голос звучал уверенно.
Так с 1964 года Елена Куклова начала свою творческую деятельность в Одесской филармонии. Вскоре ее педагог и режиссер Зинаида Дьяконова взяла молодую артистку под свое крыло.
– Зинаида Григорьевна Дьяконова была «моими университетами». Человек глубоко образованный, она щедро делилась со мной своими знаниями, опытом. Ее советы были для меня бесценны. Вместе мы работали до 1988 года, вплоть до ухода Зинаиды Григорьевны. Последнюю композицию Дьяконова готовила, уже будучи тяжело больной. Но во время репетиций у нее появлялись силы, она поднималась на ноги и мы работали. Вот что значит творчество, когда откуда-то неведомым образом берутся силы.
Весь последний, самый тяжелый месяц ее жизни мы с мужем неотлучно находились рядом.
Репетиции, концерты, гастроли. В советские годы у артистов было много гастролей. Они колесили по стране, выступая каждый раз перед новой аудиторией. Елена Куклова с концертами объездила всю Украину, Сибирь, выступала во Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Оренбурге.
В приоритете актрисы Елены Кукловой – творчество К. Паустовского, Н. Гумилева, С. Маршака, А. Ахматовой, А. Чехова. Но главным для Елены стала поэзия Марины Цветаевой.
Одной из первых Е. Куклова стала выходить на сцену с программой, посвященной творчеству Цветаевой. Стихи опальной поэтессы были в то время под запретом. Но Елена бесстрашно несла ее творческое наследие людям, боролась вместе с мужем за снятие табу, подготовив за годы творчества семь цветаевских программ!
– Это мое приношение любимому автору. Я влюблена в ее стихи и ее прозу. И на всю жизнь она для меня – любимейший поэт. В ее стихах заложена магия. «Между любовью и любовью распят мой век». Эта строка стала названием одной из моих любимых программ. Как и «Мой Пушкин» с ее прозой. Я очень жадная до творчества. К Цветаевой я что называется подбиралась, нарисовав себе особый образ и стараясь ему соответствовать.
Много программ Елена Яковлевна подготовила с редактором Романом Бродавко, режиссером Самуилом Имасом, с учеником Зинаиды Дьяконовой – актером и режиссером Сергеем Сеславинским. Даже в самые сложные времена она уходила от исполнения патриотических программ. Когда к 60-летию Октября начальство требовало «революционной» программы, Леночка своевольно выступила с переводами поэтов союзных республик «О жизни, о жизни и только о ней».
Елена Куклова – соавтор своих героев. Для нее труд актрисы, мастера художественного слова – проникнуть в душу писателя, нащупать его голос. И сливаются воедино Слово и Музыка в музыкально-литературных программах, в которых ей довелось выступать вместе с такими певцами, как Людмила Довгань, Алиса Джамагорцян, Елена Стаховская, Ольга Оганезова, Людмила Третьяк…
На рубеже двухтысячных годов, когда творческие гастроли стали уже редкостью, Елена Куклова вместе с мужем совершила две поездки в США. И они стали ее заокеанскими гастролями. Одесситы-эмигранты не забыли Елену Куклову и ее творчество и мечтали побывать на ее концертах, чтобы вновь увидеть и услышать любимую актрису.
– Я увидела знакомые лица одесситов. Были и киевляне, москвичи, ленинградцы. Меня жадно слушали, потом заваливали вопросами. Один из них был: «Вы к нам отдыхать или насовсем?» «Отдыхать»,– отвечала я. «Правильно делаете. Вы себя здесь потеряете», – говорили мои зрители, тоскующие по родине. Ну не могут духовно богатые люди не испытывать ностальгии на чужбине.
Муж Елены Яковлевны Борис Степанович Куклов был замечательным врачом. Впервые увидев Леночку на сцене, он влюбился что называется с первого взгляда. Он стал настоящим ее единомышленником, соавтором и критиком ее программ, самым преданным поклонником и почитателем ее творчества. В 2006 году его не стало. А в 2015 году Елена Яковлевна выпустила книгу «Свет Любви», посвященную любимому мужу и главному человеку в ее жизни.
Шли годы. Елена Куклова научилась снова улыбаться, радоваться и жить дальше. Сцена к этому обязывает. Актриса по своей природе, она служит своему искусству и не играет, а так живет. Всегда прямая спина и красивая прическа, всегда элегантно одетая, всегда приветливая и улыбающаяся, она достойно держится. И никому не должно быть дела до того, какой груз забот она несет. На то она и Актриса.
Есть в этой хрупкой стройной красивой женщине такая мощно закрученная пружина, которая придает ей силу. Эта несгибаемая сила держит ее всегда в тонусе, не позволяя обстоятельствам победить себя. И этой силой она щедро делится с другими, не давая им падать духом, служа для них примером. Настоящий бойцовский одесский характер. С ней легко. И сегодня Елена Яковлевна сохранила позитивный, радостный взгляд на мир. Ей чуждо брюзжание и уныние, менторский поучительный тон. Оттого вокруг нее всегда много друзей самого разного возраста.
Елена Куклова. Актриса. Ее голос завораживает. Ее художественный дар несет Добро и Свет. Она живет с достоинством, не ропща, благодарит за все, что имеет, не оглядываясь назад и не загадывая наперед. Ведь жизнь – она здесь и сейчас.