[lang=uk]
Яркие воспоминания, огромный опыт, множество новых знакомств и два диплома привезли актеры театра-студии «Встреча» домой. На VI Международном фестивале любительских театров «Вильнюсская рампа» (Литва) «встречевцы» стали лауреатами и дипломантами.
На фестиваль приехали показать свое мастерство, помимо Литвы, театры Италии, Израиля, России, Латвии, Беларуси. А вот одесский театр-студия «Встреча» стал единственным, кто представлял на «Вильнюсской рампе» Украину.
– Поехали мы со спектаклем «ДНК» по мотивам пьесы пермского драматурга Александра Югова «Птицы». Постановка – достаточно зрелищная, яркая, в жанре абсурд фантастик. Одесситы спектакль уже видели, и мы мечтали, чтобы его увидели где-нибудь в Европе. И, о чудо! Мы прошли отбор на фестиваль в Вильнюсе! – вспоминает директор театра Наталья Тютюнник.
Одесский театр поехал небольшим составом. Актеры – Татьяна Бербат, Галина Реут, Елена Колесник, Андрей Токовой, Павел Черноус. Режиссер театра Николай Данилюк играл одну из главных ролей, а директор театра стала еще и осветителем, и звукооператором.
– Ехали мы на своих машинах, потому что у нас очень сложные декорации. Немного не угадали с дорогой, и пришлось даже ночевать в машинах. Тем не менее, путь был веселый: мы хотели привезти через Беларусь и часть Литвы в Вильнюс кусочек одесского настроения, – рассказывает актер Андрей Токовой. – И сработало! Мы на гидов излили частичку нашей солнечной одесской души, одесского морского воздуха и растопили их недоверчивые сердца.
– Нас вместе с другими коллективами поселили в хостел, который тоже стал частью фестивального пространства, где все объединяет, где все знакомятся и обмениваются опытом, царит самая настоящая творческая атмосфера. Конечно, первый день прошел под знаком визитки-приветствия: «Давайте знакомиться!». Это такой себе капустник, где нужно было представить свою страну, город, театр, – говорит актриса Татьяна Бербат. – Мы взорвали зал этюдом-зарисовкой «Одесский двор». Всем двором сообща провожали актера на фестиваль. А в конце пели гимн Одессы. Подпевал весь зал! Было очень трогательно!
После такого зажигательного капустника, зрители ожидали, что одесситы представят легкую комедию. Однако театр «Встреча» привез абсурд фантастик «ДНК». Как отмечают актеры, вход на все спектакли был свободный. Зал был полон на литовско-латвийские постановки. Что же ждало одесситов?
– Спектакль мы показывали в третий день, в субботу днем. Очень переживали, что на наш «ДНК» особо не будут рваться. Мы наблюдали, как с некоторых постановок зрители даже уходили, тихонько поскрипывая паркетом. Однако у нас перехватило дыхание, когда увидели, что зал был переполнен! – говорит режиссер Николай Данилюк.
Директор театра Наталья Тютюнник делится впечатлениями:
– Получилось так, что когда мы репетировали на улице номер для капустника, нас услышали прохожие. Они радовались и обещали быть на спектакле, когда узнавали, что мы из Одессы! Я «сидела» на свете и звуке и увидела, как в начале игры люди поняли, что их ждет вовсе не веселье, они притихли и не могли шевельнуться. Выдохнули только в конце! А потом еще долго обсуждали увиденное.
Да, за четыре дня мы очень сдружились с актерами театров разных стран так, что они уже в хостеле сами пели одесские песни (это мы услышали через стенку!), а члены жюри в конце фестиваля уже нас цитировали.
И вот одесситы – лауреаты и дипломанты «Вильнюсской рампы»! Получили награды в двух номинациях: «За лучшую женскую роль второго плана» (актриса Галина Реут) и «За лучшие костюмы» (актриса и художник по костюмам Екатерина Деревянкина).
Реквизит для постановки Екатерина создавала довольно долго. Из готовой одежды комбинировалось и сшивалось полотно, из которого выкраивались костюмы для спектакля. Получались достаточно неординарное облачение со встроенными трубками и приспособлениями для озвучивания. В нем есть и вилки с розетками, которые символиризуют мужское и женское начало, где любовь идет по проводам.
– Моей задачей было сшить одежду из уже существующей одежды. Этот символ вторсырья олицетворяет неживой, созданный мир ДНК, – рассказывает Екатерина. – Их смысл в том, чтобы показать, что все в этом мире вторично, что мир, в котором действуют жители «ДНК», ненастоящий, построен на ассоциациях. Он рутинный, где все ходят по замкнутому кругу и проживают свою жизнь механически, по устоявшимся правилам. А жить нужно с любовью. Ведь только любя и живя настоящими чувствами, люди продолжают ЖИТЬ по-настоящему.
На «Вильнюсской рампе» были представлены постановки в соотношении – 50% современной драматургии и 50% – классической. На сцене Русского драматического играли как Мартина Макдонаха, так и Чехова, и Гоголя. «Заметил главную тенденцию всех любительских театров: актеры делают на сцене то, что им самим нравится, они заряжены энергией и силой, – отметил режиссер Данилюк. – Зачастую режиссеры хотят постановку насытить, кроме актерской игры, декорациями, светом, костюмами, оформлением сцены… Но зритель получает посыл от актера, а не от мертвой ткани»…
Как подытожил режиссер, для актеров важно делиться своим творчеством на подобных фестивалях. Говорит, что получили заряд положительных эмоций от гастролей, которые стали для труппы важным внутренним шагом, творческим «пинком» и волшебным «пенделем». Благодаря этому им стало понятно, в каком направлении двигаться дальше.
– Полезно было после спектакля послушать обсуждение компетентного жюри, сделать определенные выводы. Несомненно, мы получили бесценный опыт, эксперимент, во время которого нам удалось и себя показать, и на выступления других посмотреть. Хочу отметить отличную организацию фестиваля. Организаторы спланировали все так, что было время и на репетиции, и на просмотр работы других театров, время поесть, и даже погулять по Вильнюсу с гидом! Интересно, что нам назначили репетицию на 8 утра. Представляете, нам, творческим личностям, очень сложно в такое время встать, а тут – репетиция! Справились. Только закончили прогон – уже в ожидании своей очереди пришли итальянцы. Нужно отдать должное и всей технической части – монтировщикам и звуковикам. Да и сами актеры из других театров помогали декорации перетаскивать. Все прошло в дружеской атмосфере.
К сожалению, одесские актеры любительских театров не часто могут выезжать на фестивали и гастроли. Все упирается в финансовую сторону вопроса. Так получилось и со «Встречей». Всем участникам фестиваля из других стран в организации поездки помогали материально и оказывали информационную поддержку власти родного города. Одесскому же театру «Встреча» помогли разве что морально.
Но основной вывод, который сделали одесские актеры: не стоит пренебрежительно относиться к любительским театрам! Ведь зачастую зритель воспринимает их как самодеятельность. Однако актеры вкладывают в создание постановки порой куда больше сил, энергии и, самое главное, любви, чем профессионалы, которые иногда к театру относятся как к рутинной работе. Конечно, в Одессе любительских театров не так уж и много, но у Николая Данилюка созрела мысль организовать фестиваль, подобный Вильнюсскому, и у нас.