Інформація до новини
31-01-2021, 18:00

Визит Санду: водоснабжение Одесчины ухудшится

Категорія: Новини / Статті


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

 

          Масса одесситов голосовали на выборах за Владимира Зеленского, многие — не знают, кто такая Майя Санду. Ни то, ни другое не оградит от вредных последствий сговора этой пары политиков-скороспелок с желающими запрудить Днестр каскадом ГЭС. Этим убавят сток реки и поступление воды к заборной станции одесского водопровода, ухудшив ее доступность потребителям. Зато дельцы-запруденцы приумножат свои барыши, прикрываясь фарисейством об «экологичности» электроэнергии ГЭС и следовании «зеленой» политике  Евросоюза.

 Тайная сделка подопечной посла Хогана

         12 января Киев посетила с официальным визитом новый (приняла присягу 24 декабря 2020 г.) президент Молдовы Майя Санду. То был её первый выезд за рубеж в этом статусе. Почему начала с соседней Украины — публике всей правды не сказали, маскируя вбросами в СМИ и отвлекающими трюками основные цели той вылазки и их достижение.

         Ревнивые конкуренты, виня Санду в самопиаре и показушности «возобновления партнерства» руководства Молдовы и Украины, сразу осудили ее решение добираться в Киев не рейсовым самолетом, а в казенном микроавтобусе (привычном массе земляков-заробитчан): мол, это не уменьшило расход средств (о безопасности членов делегации, их возможной самолетобоязни или расстройствах здоровья — критики даже вспомнили). А Санду из Киева подразнила «новацией»: приветствовала почетный караул политизируемой фразой «Слава Украине!». Потом возлагала цветы «в память о жертвах голодомора» и лампу — в память о «небесной сотне». Около пяти часов выстояла на высоких каблуках на церемониях и в беседах с главами государства, парламента и правительства Украины. Венцом визита объявили помпезное подписание Санду и Зеленским двух декларативных документов: «Совместное заявление» (о намерении «возобновить диалог на высоком уровне… для стратегического двустороннего сотрудничества» ради «приобретения полноправного членства в Европейском Союзе») и «Меморандум о развитии транспортно-транзитного потенциала» обеих стран.

         Второй документ не опубликован на официальных украинских сайтах,  включая сайт президента-подписанта Зеленского: указано, что тот не подписывал 12 января (между Указами от 11 и 13 января) значимых документов.

      Такой тип документов, как «меморандум» (памятка) в поисковой системе законодательства Украины даже не учитывают. Зато его молдавскую версию оперативно разрекламировали на ФБ-странице и  на сайте президента Санду, убеждая в «успехе» её поездки. Ведь в памятке указали намерение исполнить проект «геополитической» важности: обустроить в обход земель непокорного Приднестровья новую автомагистраль Кишинев – Киев, реконструировав часть существующих автодорог (через молдавский город Сорока, мост к Ямполю и далее по Винницкой области). От Украины это требует немалых трат (хотя не хватило денег даже на обещанное «Большое строительство»). Зато объезд позволит в будущем ужесточить транспортную блокаду приднестровцев (заодно сократив и транзит а/м через прилегающие земли Одесчины).

         Такую приоритетную задачу президентства Санду утвердил тот, кого ей ослушаться нельзя: посол США Дерек Дж. Хоган. Его контроль над Санду – не секрет для молдаван, как и то, что посла интересуют не благосостояние туземцев (в т. ч. ждущих «унии» с Румынией), а геополитические цели: удержать буферную Молдову под контролем США, не уступая «партнерам» из усилившегося Евросоюза; понудить к покорности власти пророссийского Приднестровья; реанимировать альянс ГУАМ (зачахший после отставки президента Ющенко). Эти желания утопичны без поддержки властями Украины. Поэтому протеже и поехала первым делом – в Киев.

          Но в столице Украины правят знающие, что Молдова — одно из немногих государств, критично зависимых от их благосклонности. И эти «не лохи» за обещание помочь с объездной магистралью выставили встречное условие: не мешать развитию каскада ГЭС и ГАЭС в верховьях Днестра. С этим такое гостья, фактически, согласилась.

 

Ущемить права водопьющих поможет Еврокомиссия?

         В Молдавии подписание меморандума об объездном пути не вызвало восторгов: практичные люди не увидели в том существенной пользы. Зато кишиневцев волновало водопользование Днестром, о чем переговорщики в Киеве распространялись меньше. Лишь сама гостья на пресс-конференции с Зеленским напомнила: Днестр обеспечивает «жизнь и благосостояние более семи миллионов человек, проживающих в бассейне этой реки, как в Республике Молдова, так и в Украине». Но суть проблем, «связанных с эксплуатацией Днестровского гидроэнергетического комплекса», Санду не указала, обтекаемо заявив:

«…очень важно продолжать диалог между нашими странами для обеспечения защиты и устойчивого использования реки Днестр, чтобы его вода служила – как нашему поколению, так и будущим поколениям».

         Указанный диалог предметно вели под занавес визита (когда угас интерес СМИ) на переговорах с премьером Шмыгалем. Но об их итогах в Киеве сообщили общие словеса и от вернувшейся в Кишинев Санду местные политики и СМИ стали выпытывать, чего же та добилась. Наконец,  подопечная посла Хогана выдала план «партнерской» уступки в споре за Днестр, заявив на пресс-конференции:

«Я выразила озабоченность… Я повторила предложение попросить Европейский Союз провести оценку воздействия на окружающую среду. Мы договорились о необходимости немедленного возобновления деятельности рабочих групп в рамках правительств».

         Этим президент дала понять: новое руководство Молдовы не против каскада ГЭС на Днестре, если не возразят представители Евросоюза, опираясь на чью-то «оценку» техногенных последствий. А правовую ответственность за уступку дельцам гидроэнергетики «партнеров» переложат с Санду – на одно из будущих правительств Молдовы. При этом, в бытность премьер-министром, Санду ездила в Киев 11 июля 2019 г. договариваться об импорте украинской электроэнергии, а решением спора о водопользовании Днестром указала не экологическую экспертизу, а «сильное партнерство» властей двух стран. При ней был налажен импорт из Украины электроэнергии по сниженной цене. Но полтора года спустя свою причастность к подвижкам в этой важнейшей отрасли Санду избегала оглашать. И об итогах второго «очень хорошего визита в Украину» (по ее словам) согражданам «сообщили» на президентском сайте – крайне скупо:

         «Рассмотрели также проблемы энергетической безопасности»,

         Зато словоохотливей и радостно вещала

о том пресс-служба правительства Украины, сообщив:

- Санду обещала максимально содействовать тесному сотрудничеству;

- вице-премьеру Резникову поручено готовить заседание украино-молдавской комиссии и… подготовить его тематику («порядок денний»);

- Денис Шмыгаль предложил, поддерживая товарооборот между Украиной и Молдовой начать новые проекты в сфере… энергетики;

- энергосистемы двух стран (воссоединенные при премьерстве Санду) планируют в 2023 г. синхронизировать с расширяемой по планам ЕК сетью  «ENTSO-E»;

- Днестровскому комплексу ГЭС планируют обеспечить «надлежащее функционирование» (с точки зрения интересов его владельцев – авт.).

 

Измена с профанацией «экспертизы»

         В Молдове многих насторожили попытки нового президента и экс-премьерши утаить согласие на расширение использования бизнесменами Украины вод Днестра для генерирования электроэнергии на ГЭС и ГАЭС (число и мощности которых увеличивают по плану, утвержденному в 2016 г.). Ведь «побочный эффект» этого – уменьшение объема воды, отпускаемой гидроэнергетиками в молдавскую часть Днестра, рост колебаний в течение суток уровня воды в Дубоссарском водохранилище и прочие неприятности.

            Уличать Санду в измене «национальным интересам» жителей Молдовы стали ряд местных наблюдателей. Тем более, что про обещание «попросить Европейский Союз провести оценку» влияния ГЭС на водный режим Днестра Санду не поминала ни на встрече 15 января с послом ЕС в Молдове, ни в ходе визита 18-19 января в Брюссель, где встречалась и с Президентом Еврокомиссии (ЕК), и с парой вице-президентов ЕК, и с тремя еврокомиссарами (не считая бесед с главой и депутатами Европарламента).

          Оппонирующий экс-президент Додон 18 января даже обещал подать законопроект о создании параментской специальной следственной комиссии для публичного обсуждения «строительства плотин Новоднестровского гидроузла». Но даже этот лидер влиятельной парламентской партии социалистов (ПСРМ) не рискнул открыто обвинять президентшу в обмане земляков: у протеже посла Хогана влиятельные заступники, могущие мстить не только обвинениями в «коррупции», но и прочими персональными санкциями. И политики Молдовы точно знают, кто там сейчас – главный вождь фактически. Нет среди политического класса этого «сливаемого» Санду малого государства на Днестре смельчаков, готовых хотя бы честно возмутиться (по примеру одного из глав МИДа Польши) против подчиненности властным иностранцам.

         Поэтому мало шансов, что молдавский парламент (досрочным роспуском которого теперь озаботилась Санду, посвятив этой теме вояж в Брюссель) сможет создать обещанную «следственную комиссию», а тем более, – уличить Санду.

         Зато многие там покорно примут выводы обещанной ею «экспертизы от ЕК» (по оценке вреда Днестру от бизнеса гидроэнергетиков в Украине). Ведь многие в Молдове верят, будто Еврокомиссия (правительство Евросоюза) бдит о справедливости, а не об интересах крупных бизнес-корпораций и защитит от алчности соседей их малое государство (не являющееся членом ЕС, а поглощаемое таковыми). Даже в Кишиневе немало верящих в патернализм ЕС – подобно СССР, где за общие средства развивали хозяйства Молдавии, повышая благосостояние жителей. Такую наивность подпитывают и ждущие ликвидации самостоятельности Молдовы  «слиянием» с Румынией ради… облегчения выезда на Запад – в т. ч. к родственником, уже осевшим в более богатых местностях ЕС.

         К «ликвидаторам» относят и саму Санду. Соответственно, будущее водопользования местных жителей её заботит гораздо меньше, чем начатое ускорение роста кредитных долгов Молдовы и отдельных муниципалитетов, увеличение роли бизнесменов ЕС в землепользовании и т. п.. На очереди – «либерализация» земельного рынка и новые стимулы к эмиграции. Это убавит интерес граждан к тяжбе за Днестр и серьезного противодействия его запруживанию никто в Молдове не организует.

         Инвесторы строящихся там ГЭС тоже это знают: никто не мешает превращать реку в – коллектор, обмеляя низовья. А оправдать деградацию реки хитрыми умозаключениями нанятых «экологов» – не проблема для воротил бизнеса: подобная «адвокация» уже налажена.

  

Заказные «экспертизы» – дешевый трюк «легитимизации»

         Гасить недовольство сговором Санду с лоббистами ГЭС в Молдове оперативно мобилизовали грантоедскую НГО «Национальная платформа Форума гражданского общества Восточного партнёрства», от лица которой 21 января публику ложно уверили, будто угрозы водоснабжению нет:

«…заявления, сделанные по итогам официального визита президента Майи Санду в Украину, чётко определили направление двусторонних переговоров по вопросу управления водными ресурсами Днестра – это устойчивое использование водных ресурсов, а не максимальная их эксплуатация с краткосрочными перспективами».

          Эти уверения держателей «платформы» противоречат высказанным замечания её авторитетного участника Ильи Тромбицкого (исполнительного директора Международной организации хранителей реки Eco-TIRAS), но такова суть плутократии: мнение «спонсоров» козырнее – всех прочих, включая правду фактов. В данном случае обеспокоенных молдавских экологов стреножили обещанием, что их может быть включат в некую «переговорную группу» по проблемам «защиты Днестра».

          Предостережения Тромбицкого проигнорировали и 12 января (в день визита Санду в Киев), когда он с коллегами из Украины и Закавказья

 провели итоговую онлайн-пресс-конференцию проекта «Экосистемные услуги и гидроэнергетика: пилотное применение европейских инструментов в речных бассейнах стран Восточного партнерства».

          Чиновники игнорируют неугодные замечания экологов не впервой. При  премьере Гройсмане так обошлись даже с исследованиями Института экологии Карпат Национальной Академии Наук Украины, где расчетами доказано: создание и работа нового каскада ГЭС и ГАЭС на Днестре приведет к окончательному разрушению его экосистемы.

             Наивно уповать, что в споре за «гидроресурсы» барыги дельцы уступят доводам ученых, не профанируя процесс «согласований» с местными общинами, в ходе которых руководители «Укргидроэнерго», обманули не только в прогнозах техногенного вреда, но и в выполнении «инвестиционных обязательств» (по строительству водоочистных сооружений, дорог и др.). А правительство Гройсмана, «узаконивая» хотелки дельцов, новую Программу развития гидроэнергетики утвердило в июле 2016 г., раньше, чем прошло (во Львове 22 июля) требуемое по закону «общественное обсуждение» проекта. Проигнорировали и публичную огласку замечаний к строительству новых ГЭС на Днестре министром экологии Семераком, зато при формировании в 2019 г. нового состава Кабмина само то министерство, лояльное к защитникам нашей среды обитания, упразднили (формально «слив» с ведомством-антагонистом).

         Произвол «укротителей природы» облегчается тем, что – как жаловался Остап Еднак, будучи секретарем комитета Верховной Рады по вопросам экологической – используемый ЗУ об экологической экспертизе кастрирован: в нем отсутствует обязательность учета замечаний общественности и ученых. Зато дельцам упадок природоохранных служб облегчил не только «обходы» неугодных «экологических» норм, но и обман публики. Так, хозяева «Укргидроэнерго» глушат жалобы на ущерб Днестру… приписками «заслуг» в его защите. Сверхзатратное проведение модернизации ГЭС мотивировали не «освоением» средств при закупках импортного оборудования, а более благородно:

«улучшение экологической ситуации на реках Днепр и Днестр за счет установки турбин, из которых исключена возможность попадания масла в водоем».

          Не пугает вредящих реке и «Днестровская комиссия» (ДК), учрежденная в 2012 г. согласно межправительственному украино-молдавскому договору о сотрудничестве «в сфере охраны и устойчивого развития бассейна реки». Истинная миссия ДК – имитировать «надзор» при участии чиновников ОБСЕ и тратах денег международной организации Global Environment Facility. Не имея властных полномочий даже в части мониторинга колебаний уровней воды и её загрязнений (опасно ширящихся в Дубоссарском водохранилище) и конвульсируя от случая к случаю, ДК устроена, как «рассеянная мануфактура» (с «форумами») из приписанных чиновников, возглавляемых парой сопредседателей: от Молдовы – госсекретарь Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды, от Украины – замминистра (реанимированного в 2020 г.) Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов.

          Реальную защиту реки участники ДК подменили «визуализацией» (показухой), плодя доклады, презентации, фотовыставки. А заказываемые ими «исследования» грешат ложью «приукрашивания» ситуации, как, например, выпущенный в 2019 г. «в рамках проекта Глобального экологического фонда» (неточный перевод «Global Environment Facility» – авт. ) и под эгидой ПРООН, ОБСЕ, ЕЭК ООН отчет «Анализ влияния водохранилищ Днестровских ГЭС на состояние Днестра».

 От гидромафии подозрения отводят на «сгонные ветры»

          Авторы указанного выше «анализа влияния водохранилищ….» первым делом изложили (на стр. 4) версию самооправдания за его недостоверность:

 «Несмотря на то, что авторы и исполнители проекта приложили значительные усилия для обеспечения высокого качества публикации, они не несут юридической ответственности за полноту и точность информации в ней и за возможные опечатки… выражаем сожаление по поводу возможных ошибок и недочетов в тексте».

           Писатели отчета оперировали данными, полученными от заинтересованных «партнеров», в т. ч. от операторов Днестровских ГЭС-1 и ГЭС-2 – об управлении  ими в 2017, 2018 гг. стоком воды с их плотин. Те, естественно, таили о «грешках» работы, вроде подтоплений населенных пунктов из-за аварийных сбросов вод из водохранилищ вверенных ГЭС: в сентябре 2020 г. так подтопили

Могилев-Подольский и Ямполь. И в отчете (на стр. 30) успокаивают:

 

 «Большую часть года каскад работает в нормальном режиме и осуществляет неравномерные по сравнению с естественными расходами попуски на протяжении суток».

 

          При этом «анализируемые» авторами данные свидетельствовали, что на ГЭС-1 средняя амплитуда суточных колебаний уровня воды в створе Наславчи была выше указанной в правилах эксплуатации ГЭС нормы в 20 сантиметров. Она по факту она оказалась «около 30 сантиметров» (при максимальных колебаниях – 135 см.). Но последствия тех переборов авторы анализировать не стали, ища иные причины, почему стало мелеть расположенное ниже по течению Дубоссарское водохранилище. Одной из «причин» указали (на стр. 45) даже… сам факт сооружения в 1955 г. плотины Дубоссарской ГЭС (чужой владельцам Днестровских ГЭС). А убыль стока воды у расположенной еще ниже заборной станции одесского водопровода «аналитики» лукаво пояснили (на стр. 47) лишь воздействием природных сгонных ветров… и посетовали на нехватку данных о происках ветров – нагонных.

         

           Умолчали авторы и про исходную организационную причину деградации Днестра: разбалансировано расходование его вод из-за отказа Украины и Молдовы с отколовшимся Приднестровьем от единого координатора (как было при СССР) водопользованием. И теперь «хозяйствующие» соседи произвольно забирают воду в ущерб – находящимся ниже по течению реки, а её злостные загрязнения и вред обитающим природным организмам – не пресекают.

          Зато отчет разбавлен массой фактов (из предыдущих исследований) о том, как ухудшена в последние годы жизнь днестровским «гидробионам», включая местные виды рыб (вырезка, стерлядь, чоп). Ведь против техногенного вреда природе выступают в ряде случаев «Всемирный фонд природы» (World Wide Fund for Nature) и иные общественные организации, финансируемые меценатами.

          А угнетаемым и обкрадываемым людям свои права водопотребителей надо отстаивать самим. И глупо уповать на «правдивые экспертизы» зависимых компиляторов или декларирование новых «экологических правил». Даже предписания чиновников ЕС – так же фальшивы (порой антинаучны) и избирательны в применении, как меняемые ими «нормы демократии». Та фальшь усугублена происками украинских и транснациональных дельцов. И гидромафия эксплуататоров Днестра наловчилась в помощь себе вербовать и чиновников, и деятелей науки, и ряженых «общественников».

 Кому понадобились ГАЭС: темная сторона «зеленой» политики ЕС

         «Угрозой» доверить неким «оценщика» от Еврокомиссии спор Молдовы за пользование водами Днестра Санду порадовала выгодополучателей и хозяев расширяемого каскада ГЭС и ГАЭС: те имеют в ЕС влиятельных партнеров, способных убедить в выгодности этого дела. Ведь электростанции подобного типа годятся для выработки энергии в «маневровом» режиме: при повышенном («пиковом») расходовании электроэнергии потребителями их быстро включают, добавляя недостающие мегаватты, а при спаде такой потребности – быстро отключают.

         Оперативно менять количество генерируемой электроэнергии нужно в любой крупной электросети при суточных колебаниях спроса потребителей (что вызвано переменами в поведении людей). Но «хранить» электроэнергию – весьма проблематично (даже методами гальванотехники) и затратно, практичнее – быстро включаемые/отключаемые генераторы (гидравлические или топливные). И надежность электроснабжения Украинской и Молдавской ССР обеспечивали не только перетоками электроэнергии между регионами в других часовых поясах (в т. ч. по сети «Мир»), но и применением разных технологий получения электроэнергии: на высокопродуктивных генераторах атомных станций – массу постоянно поставляемых мегаватт, на более затратных тепловых – «маневровые» добавки. Однако ГЭС использовали и в другом важнейшем назначении – это «выравнивать» объемы стока воды, накапливая необходимые их запасы в прилегающих водохранилищах. Ибо вода более необходима людям, чем электроэнергия.

         Но сейчас другие времена: нужды разных народов оценивают – по их финансовой платежеспособности, а не данным наук. А «среднерыночная» платежеспособность потребителей электроэнергии в странах ЕС выше, чем в Украине и Молдове – (обычных) потребителей воды. А спрос в ЕС на «маневровую» электроэнергию подскочил, т. к. власти ряда стран сменили поставщиков: стабильно генерирующие атомные электростанции сменили на ветровые (ВЭС) и солнечные, которые неравномерно добывают киловатты электроэнергии, очень завися от условий погоды. Такую рискованную схему электроснабжения навязали не инженеры, а политики, согласные внедрять «бескарбонатные» и иные «зеленые» технологии к выгоде продавцов соответствующего оборудования. Последние завели столь влиятельных «лоббистов» (их коллег в СССР называли «толкачами»), что навязали свой вариант обновления технологий многим странам мира.

         Прознав, что более стабильно богатеть можно на экспорте в ЕС не металлов, а «маневровой» электроэнергии, дельцы стали (вслед за внедрением  ВЭС) лезть в «тему» перепродажи электроэнергии с ГЭС и работающих при них («гидроаккумулирующих») ГАЭС. Ради этого ускорили реанимацию былого замысла Минэнерго СССР соорудить при (эксплуатируемой с 1981 г.) Днестровской ГЭС-1 еще и ГАЭС, утроив ее производственную мощность до рекордных 2268 мегаватт.

 

          Поддерживали тот бизнес-проект все последние правительства Украины. При премьере Азарове с согласия молдавской стороны взяли в полную собственность Украины (на баланс «Укргидроэнерго») ранее построенные там гидросооружения. При Яценюке дали госгарантии по займу на это у Мирового Банка средств (якобы не достававших). При Гройсмане узаконили утроение производственной мощности Днестровской ГАЭС (из семи блоков) и строительство на Днестре новых шести ГЭС. Зато премьер Шмыгаль (после удачи истребования для ДТЭК денег казны за уголь, подозрительно скоро истопленный, будто и не было) занялся радикальным переделом доходов «Укргидроэнерго».

         В апреле 2020 г. Постановлением КМУ №328 уменьшили до 30% норматив выплаты дивидендов акционерам «Укргидроэнерго», а в сентябре премьера обвинили в попытке переподчинить это предприятие себе, как случается при «ползучей приватизации». Лишь после переполоха, вызванного предновогодним кидком «тарифов», ссылаясь на / «поручение» президента Зеленского, премьер Шмыгаль решился протащить на заседании КМУ 20 января с. г. подозрительное Распоряжение №50-р о передаче предприятий «Укргидроэнерго» и «Нижнеднестровская ГЭС» в непосредственное управление правительства Шмыгаля. А накануне, словно сигнализируя партерам из ЕС, в КМУ провели заседание «межведомственной рабочей группы по вопросам координации преодоления последствий смены климата в рамках инициативы Эвропейской Комиссии «Европейский зеленый курс», где подчиненные Шмыгаля выказали верность этому Green Deal.

         Но еще раньше менее скандальным Распоряжением №1068 высокорентабельному «Укргидроэнерго» сменили статус – на «приватное АО». Поэтому уговорить Санду не мешать бизнесу ГЭС на Днестре Шмыгаль мог, как конкретный выгодополучатель.

   

Одесситов вынуждают доплатить трижды

         Если жителям Молдавии грозит (за доверие Санду) «лишь» ухудшение водопользования из Дубоссарского водохранилища и низовий Днестра, то водопользователей одесского водопровода обедняют по трем направлениям:

            Во-первых, убыль стока днестровской воды вызывает рост концентраций содержащихся в ней веществ, подлежащих удалению на водоочистных сооружениях ВОС «Днестр». Ее нынешний оператор «Инфоксводоканал», увеличивая траты на эти цели (в т. ч. закупки импортного оборудования), возмещает их – ростом платы с потребителей поставляемой по водопроводу питьевой воды.

            Во-вторых, одесситы оплачивают не только устранение порчи воды гидроэнергетиками, но и… расширение этих их дел: деньги на развитие каскада ГЭС на Днестре добывают повышениями украинских «тарифов» на электроэнергию: так, в 2015 г. тариф ГЭС повысили на 45% под видом сбора денег на достройку Днестровскую ГАЭС. Но, собрав искомое, тариф не восстановили, получая с добавкой и дальше (в 2019 г. так получили 9,26 млрд. ? дохода). Наоборот – руководство «Укргидроэнерго» подавало запросы на добавки к тарифу по новым поводам, хотя при заявленном сроке окупаемости 1-й очереди Днестровской ГАЭС в 3,4 года могут инвестировать из прибыли этого предприятия: за 2019 г. чистая прибыль там превысила 3,2 млрд. ?, а в кризисном 2020 г. за 9 месяцев – 2,9 млрд. ?.

 

 

 

Группе «менед-жеров» во главе с бывшим стоматологом (коллегой сына экс-президента Януковича) Игорем Сиротой выгоднее тратить прибыль «Укргидроэнерго» на выплаты дивидендов. А показ в отчетах этой гидрокомпании стабильно высокой рентабельности (в 2019 г. – 49,7% по методике EBITDA) облегчает им займы иностранной валюты у зарубежных «кредитов» (оплачивают проценты за это – тоже за счет раздутия тарифа за «генерацию электроэнергии»).

         В-третьих, дорожания питьевой воды местного поставщика-монополиста «Инфоксводоканал» стимулируют соответствующие «добавки» к ценам продукции и услуг крупных потребителей воды (для приготовления пищи, мытья и др. нужд бизнеса). Не дремлют и поставщики бутилированной питьевой воды из других источников (включая верховья Днестра).

         Пока еще клиенты (питаемого от ВОС «Днестр» в Маяках) одесского водопровода слабо ощутили «прелести» последствий водопользования Днестра каскадом ГЭС и ГАЭС. Их построено менее половины от последнего плана и запружен ими бассейн Днестра менее плотно, чем, например, Большой Кульник, что устье летом пересыхает (вызвав критичное обмеление  Куяльницкого лимана). Но бедствия, как известно, разумнее предотвращать, чем потом «героически» защищаться, тратя силы и средства.

         Спасти одесситов от вредных последствий запруживания Днестра можно лишь – исправив гидроэнергетические прожекты вмешательством Кабмина Украины. Его мудрецов надо убедить: имеет значение не только бизнес «маневровых» ГЭС, а и нормальное водопользование более миллиона сограждан на Одесчине. Но это чудо возможно лишь при смене нынешнего руководства КМУ лицами более ответственными (не из прислуги доминирующих бизнес-групп), если деяния «запруденцев» веско опротестовать, требуя компенсации причиненного ими ущерба: это – законно и соответствует образцам «рыночных» практик в США и ЕС.

 




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.