Продолжаем тему, поднятую в предыдущем номере «Слова». Сегодня в центре нашего комментария снова свежий Закон «О местных выборах», подписанный Президентом Петром Порошенко 6 августа нынешнего года.
Нынешняя избирательная система фактически создана именно такой для того, чтобы заставить кандидатов, баллотирующихся на местных выборах, своими избирательными кампаниями накачать рейтинг больших политических сил и тем самым подготовить избирательное поле для досрочных парламентских выборов. Правда, не совсем пока ясно, когда именно они могут быть – весной будущего или осенью уже этого года. Однако совершенно ясно: нынешняя коалиция в Верховной Раде трещит по всем швам, и потому досрочные выборы в украинский парламент непременно будут. Соответственно и Закон о выборах в местные органы власти политическими технологами правящих партий был выписан именно так и под выборы в Верховную Раду.
Но, кроме того, что он обслуживает интересы этих самых политических сил, документ более ничего не отражает. Вот это можно утверждать совершенно точно. На каком основании? Судите сами.
Подготовка членов избирательных комиссий не велась и даже люди с опытом работы в комиссиях на прежних выборах, зачастую, не слишком-то понимают, как будут реализовывать нынешнее избирательное законодательство на практике. Эксперты же вообще хватаются за головы, поскольку имеют все основания предполагать: в итоге подсчета голосов может получиться так, что по одному и тому же округу в местный совет проходят 2-3 депутата, а в другом, в котором явка избирателей была низкой или было несколько рейтинговых кандидатов, не будет избран ни один! И может случиться так, что, как минимум, на ближайшие несколько лет интересы его жителей в местном органе власти представлять никто не будет.
Как будет проходить голосование? Избиратель приходит на участок и получает бюллетень. Сам бюллетень даже психологически устроен по партийному принципу. В нем, рядом с окошком для отметки избирателя, крупными буквами будет значиться именно название партии. По этой причине выявить свою волю, вероятнее всего, будет очень трудно избирателям старшего возраста. Они, как привыкли, скорее всего, будут искать в бюллетене фамилии кандидатов, но вряд ли их найдут.
В бюллетене «плотно сшиты»: название политической силы (партии), Фамилия, Имя, Отчество ее первого номера в списке, который является ее закрепленным кандидатом и автоматически избирается в городской или областной совет, вне зависимости от округа, но только в том случае, если эта политическая сила преодолевает 5% барьер поданных за нее голосов. Такая норма специально и была создана под лидеров, чтобы они, особо не напрягаясь, автоматически попадали в гор- облсоветы.
Еще одна норма Закона о выборах, с точки зрения экспертов – также вопиющая: для того, чтобы стать депутатом совета, кандидату уже совершенно не принципиально победить на округе. Чтобы добиться желаемого, ему достаточно неплохо выглядеть в рейтинге внутри списка своей политсилы по количеству в целом набранных голосов.
Таким образом, на этих выборах привычный прежде партийный список отсутствует – есть просто перечень фамилий кандидатов, которые потом, по итогам голосования, в зависимости от количества набранных голосов в порядке их убывания располагаются в списке.
Что же получается? Избиратель, голосуя на участке за партию, автоматически присваивает один балл тому кандидату, который от нее закреплен за данным округом.
Что получает партиец в итоге? Тот из них, кто больше голосов избирателей «наколядует»- тот и окажется выше в партийном рейтинге и более проходным.
Процесс подсчета голосов основательно запутан. Городская избирательная комиссия сначала будет подсчитывать количество голосов, отданных за каждую партию в масштабах всего города, затем – вычислять набранные ими проценты от количества избирателей, принявших участие в выборах (т.е. явки). Потом умножать на него количество возможных депутатских мест в городском совете в целом и вычислять количество мандатов, которые получает конкретно каждая партия.
Из арсенала законодательно прописанного новенького, что совершенно может запутать избирателя на участке, можно привести еще и такой пример.
Если в ходе предыдущих выборов в местные советы избиратель мог отдельно проголосовать за партию и отдельно – за конкретного кандидата, который вызывает его симпатию по тем или иным причинам, то теперь он лишен такой возможности. Даже в том случае, если избирателю конкретно нравится определенный кандидат, но тот выдвигается от не популярной партии, то не имеет шансов быть избранным.
Подобной казуистики полно практически в каждом разделе нового Закона.
Что мы имеем на сегодняшний день? Члены формируемых избирательных комиссий не знают всех его тонкостей и подводных камней – значит, они пока плохо готовы к выборам. Избиратели, в абсолютном своем большинстве, также не знают положений нового законодательства и не представляют того, сколько трудностей на пути своего волеизъявления им придется преодолеть.
Избирателям, кроме всего, надо приложить немало усилий для того, чтобы разобраться в своих электоральных симпатиях и отличать партии и лица. Абсолютно понятно, что целый ряд партий, пользуясь своим положением во власти, стараются «затолкать» в свои ряды наиболее рейтинговых кандидатов и, соответственно, накачать в свою пользу как можно большие симпатий избирателей.
Однако следует подчеркнуть: эти партии в Одессе особой популярностью не пользуются!