Титулы примадонны театра можно перечислять долго, назовем лишь главные из них: Народная артистка Украины, обладатель Ордена княгини Ольги третьей степени, Почетный гражданин Одессы!
И возраст примы театра звучит как еще один очень важный титул. Ибо в свои 95(!) Евгения Михайловна по-прежнему задействована в спектаклях театра, поет и танцует, шутит и кокетничает. Актриса, одним словом!
Выразить свое восхищение и поздравить с юбилеем виновницу торжества пришли многочисленные поклонники ее творчества, первые лица города и области, коллеги по театральному цеху.
В Одесской оперетте Евгения Дембская бессменно служит более шестидесяти лет – со дня открытия. За эти годы она создала рекордное количество прекрасных сценических образов в спектаклях, составивших славу театра: «Вольный ветер», «Белая акация», «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка», «Баядера», «Свадьба в Малиновке», «Одесские лиманы», «За двумя зайцами», «На рассвете», «У родного причала»….
И сегодня великая актриса продолжает радовать своим мастерством публику, выходя в таких значимых для театра спектаклях, как «Бал в честь короля» и «Моя прекрасная леди»!..Редкое творческое долголетие, заслуживающее громких аплодисментов.
С ранних лет Евгения Дембская знала, что будет артисткой. Юная киевлянка любила петь, танцевать, играла на фортепиано,затмевая всех на школьных вечерах. Способную девочку направили учиться в столичное музыкальное училище. Дальше была консерватория. Впереди открывались радужные перспективы… Еще студенткой она встретила свою любовь и вышла замуж. Вскоре родилась дочка. Казалось, что так безоблачно будет всегда. Объявление о начале войны стало громом среди ясного неба. Мужа призвали на фронт, Женя осталась в оккупированном Киеве с ребенком на руках и мамой. Она в то время уже работала солисткой Театра малых форм, в репертуаре которого были народные песни и частушки, фрагменты из оперетт.
Когда фашисты заняли Киев, Театр малых форм был превращен в Klein kunst Theatеr под руководством нового, немецкого директора. Под угрозой оказались одиннадцать артистов и музыкантов театра, евреи по национальности. В их числе – и украинка Женя Дембская, поскольку муж и отец ее дочери Александр Кац был евреем. Соседям во дворе это было хорошо известно, и нашлись «доброжелатели», строчившие доносы в надежде заполучить квартиру, когда ее «освободят от жидов», вместе с мебелью и пианино. Спасло юную Женечку то, что она выходила замуж в семнадцать лет, паспорта у нее еще не было, и отметку о браке ей поставили в свидетельстве о рождении. И еще беглый немецкий язык, который ей легко давался в школе и пригодился, когда пришлось объясняться в полиции и показывать «чистый» паспорт. Шли проверки и в театре. То, что никого из артистов не отправили в концлагерь, было, как ни странно, заслугой немца, худрука театра. Такое было время: «свои» предавали, а благодаря человечности «фашиста» труппа уцелела. Спустя годы Ганс Телин был причислен к Праведникам мира.
Помнит Евгения Михайловна, как довелось ей встретиться с мужем в последний раз. В конце 1941 года ей неожиданно сообщили, что нужно явиться в лагерь военнопленных – ее вызывал… Дембский. Первой мыслью было: «Брат! Жив!» Дело в том, что у Женечки был родной брат, военный летчик, которого арестовали и расстреляли в 1937 году. Но тогда молодая актриса об этом не знала, и бежала, надеясь, что сейчас увидит живого брата. Каково же было потрясение, когда за проволокой она увидела мужа, тот, попав в плен, назвал фамилию жены. Домой Женя привезла Шуру под покровом темноты: днем было опасно. Прятать на чердаке мужа пришлось не только от чужих глаз, но и от родной трехлетней дочери: ребенок мог невольно выдать, проболтаться, что папа вернулся. И любоваться дочкой Александр мог только ночью.
А спустя несколько дней мужу Евгении Михайловны вместе с другом чудом удалось выбраться из оккупированного Киева и снова отправиться на фронт воевать с врагом. Об этом Евгения Михайловна узнала уже из похоронки. В ней сообщалось, что ее супруг Александр Кац погиб в ноябре
43-го при освобождении Киева.
В то время театр был перебазирован сначала в Чехословакию, затем – в Венгрию, где артисты выступали с концертами, пока эту территорию не освободили советские войска. В один из дней, когда театр давал концерт частям Красной Армии, за Гансом Телином пришли суровые военные. А наутро стали по очереди опрашивать всех артистов театра: что они могут сообщить о своем директоре-немце. И все, как один, говорили о худруке исключительно добрые слова: как он работал, как спасал их, как сам кошеварил. И наутро Ганса Телина отпустили. Расставались с ним тяжело.
Театр вскоре вернулся на родину. А Телин – в Германию.
Но Дембская не захотела жить в родном Киеве, с которым у нее связаны тяжелые воспоминания, а переехала во Львов, устроившись работать в Клубе репатриантов. Там ее и услышал впервые Михаил Водяной. Он в то время работал во Львовской филармонии, пригласил туда и Женечку. Более полугода они разъезжали с концертами, ставили сольные номера, исполняли сцены из оперетт. До тех пор, пока в 1947 году во Львове не открылся Театр оперетты. Евгения Дембская и Михаил Водяной стали его ведущими солистами.
Первой постановкой нового театра стала оперетта Никиты Богословского «Одиннадцать неизвестных», о футболистах. И Дембская сразу заблистала там, получив роль главной героини. Далее была «Сильва» Имре Кальмана. И опять успех.
А вот ее партнера, Водяного, имя которого сегодня носит Одесская оперетта, взяли только на третью постановку – «Мечтатели», да и то на роль без слов. Но как же он ее играл, вспоминает Евгения Михайловна, зрители просто не сводили с артиста глаз!
Тогда же приехала во Львов и поступила в новый театр Маргарита Демина. По сценарию герой Водяного без памяти был влюблен в героиню Деминой.
А вскоре возникла любовь и в жизни, как оказалось, на всю жизнь.
Все втроем они вместе с театром в 1953 году переехали из Львова в Одессу. А из Одессы во Львов отправился Театр Советской Армии. С тех самых пор и празднует Одесская оперетта две счастливые даты: рождения театра в 1947 году во Львове и укоренения его в 1953 году в Одессе.
Одесса стала третьим и главным городом в жизни Евгении Дембской. Именно здесь к ней пришла настоящая всенародная слава. Зрители по достоинству оценили музыкальность и пластичность актрисы, высокое владение техникой и вокалом. Евгения Михайловна сыграла ведущие партии в классических опереттах Кальмана, Легара, Оффенбаха, Штрауса, в советских опереттах Дунаевского, Милютина, Соловьева-Седого, в мюзиклах Лоу и Портера...
Но две роли занимают особое место в ее творчестве и в ее сердце. Роль Сильвы в одноименной оперетте Имре Кальмана для Дембской стала главной, любимой и знаковой, ее она играла много лет. Грация ее Сильвы, безупречность манер, искусство носить костюм, владеть шлейфом и веером были выше всяких похвал. Оно и понятно, ведь во Львове Дембская брала уроки у бывшей фрейлины Марии Федоровны, матери императора Николая II, учившей ее походке, осанке, умению носить туалеты, а партнера и друга Евгении Михайловны Михаила Водяного – умению носить фрак.
Второй после Сильвы любимой ее ролью стала роль Прони в спектакле «За двумя зайцами». Хлесткий, характерный образ мещанки получился не менее органичным, чем облик благородной Сильвы. Евгения Михайловна должна была играть эту роль и в кинофильме. Режиссер картины «За двумя зайцами» Виктор Иванов, увидев Дембскую в одноименном спектакле, пригласил ее на главную роль. Актриса прошла пробы. Но именно в это время во Львове тяжело заболела мать Евгении Михайловны и вскоре умерла. На эту роль утвердили Маргариту Криницыну.
Но на театральных подмостках лучшей Проньки не было. Киевский театр оперетты приглашал Евгению Дембскую специально для участия в двух спектаклях, где она блистала в главных ролях – «Сильва» и «За двумя зайцами».
Кстати, столичный театр не раз предпринимал попытки заполучить себе талантливую актрису, урожденную киевлянку. Сохранилась даже телеграмма на имя Дембской:«Распоряжением министерства культуры Вас переводят в Киевский театр музкомедии. Немедленно высылайте условия Вашей работы». Администрация же Одесской оперетты, опасаясь потерять приму театра, поднимала ей ставку.
Опасения были напрасны. Не выслала и не уехала. Осталась верна Одессе. Ведь здесь в полную силу раскрылся ее многогранный артистический талант. Здесь она стала ведущей солисткой театра, здесь познала настоящую славу и успех. Кажется, не было роли, которую она не могла бы сыграть.
В «Жюстине Фавар» королева оперетты играла одновременно три роли: героини, цыганки и мальчика. А в оперетте «Розмари» поочередно была Этелью, старой Шмулькой и Розмари.
Коллеги, завзятые театралы и сегодня вспоминают спектакль «Друзья в переплете», где Дембская прыгала, кувыркалась, дралась на ножах и шпагах и делала кульбиты. А какой Женечка была Торговкой в одесском спектакле «Четверо с улицы Жанны»! Для пущей достоверности и убедительности актриса ходила на «Привоз», вслушивалась, как зазывают покупателей продавцы, как разговаривают и шутят, запоминала их гримасы, манеру речи.
За семьдесят творческих лет Дембская сыграла около двухсот ролей в классическом и современном репертуаре.
Как признается Евгения Михайловна, ей по душе характерные образы. Поэтому так запомнилась зрителям ее Лариса в фильме-оперетте, классике жанра, «Белая акация», где Дембская блестяще сыграла вместе с Идалией Ивановой и Михаилом Водяным.
Да и сегодня, в свои 95 актриса не только величаво и царственно восседала на троне, благосклонно принимая заслуженные поздравления, но и порадовала зрителей, исполнив одну из любимых опереточных арий.
Евгения Михайловна не стала скрывать от нас и секрет своего жизненного и творческого долголетия. Он оказался мудр и прост: