Самый счастливый момент в жизни женщины – это момент появления на свет ее ребенка. Я думаю, большинство прекрасных дам со мной согласятся. Но что делать, если беременность нежеланная, если она наступила не вовремя, вопреки планам и возможностям женщины? Как поступать? К кому обращаться? Как сделать так, чтобы предупредить наступление нежелательной беременности?
Долгие годы у советских женщин был один вариант выхода из ситуации – аборт. Сегодня все развивается, и Украина все ближе подходит к европейским стандартам. Тем не менее, такой путь решения проблемы, как искусственное прерывание беременности, не исчезает с повестки дня.
Хотя в целом, как показывает статистика, ситуация по абортам, начиная с 80-х годов прошлого века, стабильно улучшается.
Если в начале 90-х годов количество абортов в Украине составляло примерно миллион, то уже в начале 2000-х их число сократилось вдвое и составляло 500 тысяч. Или, как принято считать у медиков – 54 на тысячу женщин. В 2014 году, то есть практически на сегодняшний день, по статистике Минздрава, количество абортов в Украине составляло 20 на тысячу женщин. Все это, конечно, звучит оптимистично, по сравнению с той же Россией, например, где количество абортов и сейчас – 28 на тысячу женщин. Но, если сравнивать с Европой, на которую мы ориентируемся, то Украина от европейских стандартов по-прежнему очень далека. В странах Восточной Европы количество абортов – 13 на тысячу женщин. А в странах Западной Европы – всего 3 на тысячу женщин.
Почему же ситуация в Западной Европе и в Украине так отличается? Что влияет на данные показатели: высокий уровень контрацепции или, наоборот, возможность рожать троих и более детей и не бояться за их материальное обеспечение? Как помочь нашим женщинам избежать абортов? На все эти вопросы в ходе круглого стола попытались ответить специалисты, так или иначе связанные с данной темой.
Лидия Пикуз, врач акушер-гинеколог Областного центра планирования семьи и репродукции человека:
– На сегодняшний день в Украине действует программа-стратегия Минздрава на 2006-15-Ыый годы, которая называется «Репродуктивное здоровье нации». И результаты ее очевидны – постоянное снижение количества абортов. В основном эта программа направлена на профилактику.
Работа начинается уже с подростками. Основная суть – привести к так называемому «золотому стандарту», то есть не допустить нежелательную беременность. Мы объясняем подросткам, да и взрослым людям, что аборт не является методом планирования семьи! Методом планирования семьи является контрацепция.
Почему так важно объяснить все именно подросткам? Потому, что они зачастую, вступая в половую жизнь, не думают о наступлении нежелательной беременности, они думают об удовольствии, а потом сталкиваются с большими проблемами. Ведь подросткам врачи имеют право делать аборт только по согласию опекунов или родителей.
В любом случае, поскольку аборты в нашей стране официально разрешены, если женщина решилась на это, в медицинских учреждениях ей должны обеспечить все условия, чтобы она произвела данную операцию безопасно, с сохранением репродуктивной функции.
Что сейчас радует и чего мы достигли в том числе и благодаря разъяснительной работе – супружеские пары все чаще стали обращаться к врачу за помощью в подборе контрацепции. Раньше это был нонсенс, чтобы супруги спрашивали у врача, как им вести половую жизнь. Есть и связь поколений, и нам – врачам очень приятно наблюдать, как мамы приводят на консультацию к акушеру-гинекологу своих повзрослевших дочерей.
Протоиерей Андрей Коробчук, духовник Просветительского медико-психологического центра «Жизнь»:
– В теме деторождения для православных людей на первом месте вопрос веры. Насколько человек доверяет Богу и свою жизнь вверяет Ему. Нельзя быть верующим только в храме и по праздникам.
Когда человек вступает в брак, он надеется иметь детей, хочет продолжить свой род, молится об этом. В чине венчания есть отдельные молитвы и слова о том, чтобы Господь благословил пару детьми. Супруже-ская жизнь предполагает рождение детей, а когда и сколько их будет, и будут ли они вообще, зависит от Бога. К сожалению, сегодня очень много пар, которые не могут иметь детей вообще. При всем желании.
Что же касается непосредственно количества детей, нужно верить, что Господь даст их именно столько, сколько супруги смогут воспитать и вывести в люди.
Рождение детей – это не только вопрос папы и мамы. Здесь родители со-творцы с Богом. И нужно понимать, что, как Господь кому-то посылает богатство, а кому-то бедность, кому-то здоровье, а кому-то недуги, так и кому-то многодетность, а кому-то бездетность. У каждого свой крест. Бог, который заботится о спасении людей, посылает каждому человеку то, что он в силах понести.
Вообще христианство – это не религия комфорта. Оно не предполагает подключение каких-то опций в жизни, чтобы человеку сразу стало приятно и хорошо. Христианство предполагает некое даже принуждение себя. «Тесен путь ведущий ко спасению», – говорится в Евангелии. Христианин должен понимать, что вечное блаженство его ждет в будущем, а здесь, на земле, он должен немного потрудиться.
– Мы сейчас в основном говорим о супружеских парах, а как быть молодым, которые живут в так называемом гражданском браке, если наступает беременность?
– Не стоит размениваться на несерьезные отношения. Если твои чувства сильны и ты ощущаешь ответственность перед своей половинкой, нужно принимать решение и вступать в брак. Нужно свою любовь засвидетельствовать перед Богом, нужно показать свою готовность нести ее до конца жизни. А если это не такое чувство – не стоит вступать в интимные отношения. Если же люди уже вступили в интимные отношения и наступила беременность, возможно, это именно тот толчок и тот знак, что надо заключить брак. В любом случае появившийся пусть пока в утробе человек не должен быть заложником сиюминутных решений. Если его уже зачали, если появилась жизнь, у него должно быть право на рождение.
Юлия Колыханина-Станчак, психолог центра «Жизнь», руководитель телефона доверия по вопросам кризисной беременности:
– К нам на телефон доверия обращаются разные женщины – от совсем юных до вполне зрелых. И что мы, как психологи, наблюдаем: у большинства беременных женщин в кризисной ситуации образуется так называемое тоннельное сознание. Женщина не видит разных вариантов выхода из ситуации, для нее выход только один – аборт. И тут очень важно предложить ей другие варианты. Даже если она говорит о массе проблем: уже есть дети, нет денег, плохие анализы, учеба, работа и т.д. – важно дать ей понять, что все разрешимо, что выход найдется. И, наоборот, если она сделает аборт, проблемы не исчезнут, все они и останутся, но к ним прибавится еще одна, что она убила в себе жизнь.
Кто это может сделать в реальной жизни, ведь не все женщины звонят на телефон доверия? Может быть, врач-гинеколог? А еще лучше, чтобы при женских консультациях тоже работали психологи, которые поддержат женщину в трудной ситуации. Ведь если мы говорим о «золотом стандарте», то это, в первую очередь, ценность человеческой жизни. Абсолютная и неоспоримая. О том, что жизнь ребенка защищается еще до его рождения, кстати, записано и в Законе Украины (Гражданский кодекс, ст. 25, часть 2). Жаль, что мы очень редко об этом вспоминаем.
Статистика нашего центра показывает, что 99 процентов женщин, которые сохранили ребенка, не пожалели об этом ни разу. И наоборот: те женщины, которые все-таки сделали аборт, очень часто обращаются потом с так называемым постабортным синдромом. Это очень серьезная проблема. У женщины, которая сделала аборт, очень часто нарушаются отношения в семье.
Кроме того, что аборт убивает ребенка, он нарушает еще и психическое здоровье женщины. Она уже не воспринимает себя целостно. Возникает конфликт с мужчиной, который позволил ей сделать аборт или даже подтолкнул ее к этому. Отношения в паре рушатся, многие пары после аборта находятся на грани развода.
Елена Князева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии Института социальных наук ОНУ им. Мечникова:
– Что нужно делать для того, чтобы количество абортов уменьшалось и вообще со временем такое понятие как аборт ушло? Как мне кажется, запрещать – не выход. Как ни парадоксально, но по статистике, из 50 миллионов абортов, которые ежегодно делаются в мире, половина приходится на те страны, где аборты запрещены. Афганистан, Ангола, Египет, ОАЭ, а также Шотландия и Ирландия – в этих странах искусственное прерывание беременности запрещено по религиозным соображениям. В Аргентине, Польше и ряде стран Латинской Америки аборты разрешены только по медицинским показаниям, в случае угрозы здоровью женщины. Сейчас по этому же пути идет и Россия, ограничивая возможность сделать аборт, повышая цены и т.д. Но практика показывает, что там, где существуют запреты, женщины делают аборты еще чаще, причем это, как правило, криминальные, подпольные аборты, последствия которых негативно сказываются на здоровье.
Есть другой способ предотвращения абортов – это, как уже говорилось, планирование семьи. Это профилактика, разъяснительная работа. В Украине усилили работу в этом направлении, появились результаты. Даже по Одессе, число абортов, совершенных девочками-подростками, например, снизилось от 50 в 2009-ом году до 7 в 2013-м.
Путь, по которому идет Европа – лекарственная контрацепция. У нас в обществе почему-то долго существовал, да и сейчас существует стереотип, что лекарственная контрацепция – это плохо и вредно. Дескать, гормональные таблетки влияют на здоровье, вызывают онкозаболевания.
И лучше уж сделать аборт, чем их принимать. Но это не так.
Юлия Колыханина-Станчак:
– Говоря о контрацепции, очень важно понимать, что гормональная контрацепция – это не контрацепция в чистом виде. Если внимательно почитать инструкцию, то становится понятно, что это препараты так называемого абортивного действия. Зачатие все равно происходит, но у яйцеклетки нет возможности прикрепиться. То есть человек уже есть, но он не может выжить. Это, как говорят медики, бархатный аборт.
Лидия Пикуз:
– Не нужно путать гормональную контрацепцию и медикаментозный аборт, это разные вещи. Тем более что гормональная – это только один из видов контрацепции. Есть барьерный метод предупреждения беременности, который мы особенно рекомендуем подросткам, так как презерватив защищает не только от беременности, но и от возможных инфекций. Есть естественный, календарный метод. Механический метод или, проще говоря, внутриматочная спираль. Есть и такой метод как хирургическая стерилизация. В Великобритании, например, по статистике добровольную хирургическую стерилизацию проходят до 40 процентов мужчин. То есть, методов и возможностей контрацепции великое множество. Нужно просто правильно подобрать их для каждой пары индивидуально, учитывая состояние здоровья и их дальнейшие репродуктивные планы.
Елена Князева:
– В любом случае, контрацепция и разъяснительная работа – это единственно эффективный путь решения проблемы. Еще раз повторюсь, запреты – не выход. При том, что, по данным соцопросов, общество в целом негативно относится к абортам, если речь идет о запрете, то тут мнения разделяются. За запрет, как правило, выступают мужчины и женщины нерепродуктивного возраста. Но их не большинство. Если бы сейчас в стране провели референдум, как предлагают некоторые политики, думаю, что запрет бы не прошел.
Протоиерей Андрей Коробчук:
– Церковь, конечно, не может ничего диктовать государству в данном вопросе, но мы каждый раз предупреждаем и напоминаем, что аборт – это убийство! И так нужно выстраивать свое отношение к нему. Церковь за запрет. Почему мы можем ввести мораторий на смертную казнь для самых закоренелых преступников, но при этом молчим об убийстве будущих граждан Украины? Нужно формировать в обществе правильное отношение к вопросам жизни и смерти.
При этом я полностью согласен, что разъяснительная работа очень важна. В Преображенском соборе есть стационарная выставка по данной теме. Был период, когда к нам постоянно приходили школьники, учащиеся колледжей. Мы проводили с ними беседы о деторождении и об абортах. Это был большой вклад в развитие личности, потому что многие дети были буквально потрясены увиденным и услышанным. Но мы не можем навязываться, расширение поля деятельности в этом направлении зависит только от востребованности в обществе, от инициативы тех же директоров школ.
Вот в этом-то и вопрос, что, к сожалению, в нашем обществе сейчас востребовано все, что угодно, а таким, в прямом смысле жизненно-важным темам внимание почти не уделяется. Нет дисциплины в школьной программе, которая бы включала просветительскую работу по вопросам планирования семьи и деторождения. Иногда подобные лекции проводятся в рамках этики, но это не регулярно. В итоге, молодежь и о половой жизни, и о контрацепции по-прежнему, узнает на улице. Или – как сейчас модно – в Интернете, где (все мы понимаем) можно такое почитать или посмотреть, что и взрослых удивит. Хочется верить, что в каком-то обозримом будущем политические страсти в Украине улягутся, и мы все же вернемся к тому, что действительно жизненно важно!