Днепр является вторым в стране по количеству трамваев — здесь их насчитывается 245 единиц. В 2018 году местные власти приступили к обновлению трамвайного парка и закупили у Германии по лизинговой программе 20 трамваев. Правда, проблема в том, что все составы старые — 1987, 1988 и 1992 годов выпуска.
Как утверждает вице-мэр Днепра Михаил Лысенко, покупать новые трамваи якобы нет смысла, пока не будут отремонтированы все рельсы, так как на имеющихся машины просто развалятся. Однако покупка подержанных трамваев обошлась городу в круглую сумму, и общественность недоумевает: почему нельзя было модернизировать уже имеющиеся составы или купить новые украинского производства, вместо того, чтобы тратить миллионы на старое железо из Германии.
Стоит отметить, что в прошлом году КП «Днепровский электротранспорт» заключил с государственным «Укргазбанком» договор лизинга на 32 млн гривен с правом последующего выкупа. Годовая ставка составляет 19%, а погасить кредит компании нужно в течение трех лет.
Потребность в новых трамваях у города действительно есть. Дело в том, что из 259 пассажирских вагонов, которые сейчас стоят на балансе, в рабочем состоянии только 227. При этом 100 единиц были выпущены еще в период существования СССР, 27 трамваев были куплены в первой половине 1990-х годов, и 12 вагонов в период с 1994 по 2001 годы. Остальные вагоны также были приобретены у Германии уже в подержанном состоянии.
Сейчас в город стали завозить купленные в прошлом году в Лейпциге трамваи — из 20 единиц на место прибыли уже 15. Однако сразу выпустить их на маршрут все равно невозможно, так как они нуждаются в серьезной модернизации. В частности, сейчас 7 составов уже стоят в депо на реконструкции, а оставшиеся 8 пока ожидают своей очереди.
Источник фото: dpchas.com.ua
Как рассказал журналистам вице-мэр Михаил Лысенко, стоимость каждого трамвая составила 750 тысяч гривен. При этом с учетом доставки и растаможки цена выросла до 1 млн 170 тысяч гривен. Но теперь немалые средства придется вложить и в то, чтобы трамваи имели надлежащий вид и вообще смогли курсировать по рельсам города.
По словам директора транспортного департамента Игоря Маковцева, у всех вагонов пришлось демонтировать тележки и полностью отремонтировать кузов, да так, что разбирают все буквально до каркаса. Тележки нужно заменить, так как немецкие шире украинских и просто не подходят под местные рельсы. Кроме того, внутри вагонов необходимо провести косметический ремонт, так как за долгие годы эксплуатации интерьер изрядно истрепался. При этом даже после обновления внутри вагонов не будет банальных современных удобств, таких, как кондиционер.
Парадокс состоит в том, что сами украинские заводы успешно строят и реконструируют трамваи, делая их вполне современными и удобными для пассажиров. Так, например, в Харькове модернизацией занимается Салтовское трамвайное депо, а в Запорожье — КП «Запорожэлектротранс». В Харькове специалисты собирают трамваи, которые плавно ездят, могут развивать скорость до 65 километров в час, оснащены кондиционером и оборудованы для людей с ограниченными возможностями. При этом их стоимость составляет 9 млн гривен. Модернизация в Запорожье обходится еще дешевле — в 6 млн гривен.
Более того, в самом Днепре работает предприятие «Татра-Юг», которое выпускает новые трамваи. В 2017 году завод поставил 15 составов в Египет. И это были новые высокопольные вагоны диной 22 метра.
Михаил Лыссенко оправдывает покупку старых немецких трамваев тем, что покупать новые, даже украинского производства, якобы не имеет смысла, пока не будут отремонтированы пути, ведь они стоят по 1,5 млн евро. Однако из-за нехватки средств реконструкция рельсов серьезно затягивается. Неудивительно, что власти Днепра рассчитывают эксплуатировать старые немецкие трамваи еще минимум 10 лет. В то же время в других городах Украины руководство находит деньги на покупку новых составов и реальную модернизацию старых.