Усиление власти
Каждый президент рано или поздно начинал думать о расширении властных полномочий. Леонид Кучма пытался протянуть не очень конституционным путем проект выгодного для себя Основного Закона. И если бы не настойчивость Александра Мороза и части парламента, он добился бы своего.
Виктор Ющенко в 2005-м, после принятия ограничивавшей его власть политреформы, хотел получить способ влияния на судебную ветвь власти — по определению независимую — посредством СНБО. По иронии, руководил Совбезом Петр Порошенко, и попытки взять суды под контроль завершились после того, как вспыхнул скандал с "любыми друзями" Ющенко, а Порошенко был отправлен в отставку.
Наконец, с той же целью — расширить полномочия — Виктор Янукович в 2011-м отменил посредством Конституционного суда политреформу 2004 года, вернув Основной Закон 1996 года с вариациями.
Для президента Зеленского игра с полномочиями началась с самого начала, когда он издал указ о роспуске парламента в обход процедуры признания отсутствия коалиции. По закону, объявлять об этом должен спикер, но Андрей Парубий был явно в роспуске не заинтересован. Также нынешний президент планирует изменить Конституцию. Есть три проекта изменений, которые продвинулись далеко. Главный из них — о введении пропорциональной системы выборов и изменении численности депутатов Рады с 450 до 300 человек. А в полную силу Зеленский развернулся, повторив тот самый "финт" с решениями Совбеза, который уже пытались применять в 2005 году.
"Многие президенты жалуются: мол, если бы имели полномочия, то тако-о-о-ое бы сделали. У Зеленского нашелся свой ответ — его "вундерваффе" ("чудо-оружие", термин немецкой пропаганды 1940?х годов) стал СНБО, — говорит "Вестям" политолог Алексей Якубин. — А всего-то и надо, что выполнять полномочия, уже прописанные в Конституции".
Публичные походы за покупками
В декабре 2018 года Петр Порошенко с супругой Мариной был сфотографирован в киевском супермаркете. Чета в демократичной одежде позировала на фоне полок с хлебом. Рядом — якобы случайные дети. "Дети попросили сфотографировать их с дядей, похожим на президента. Наивные, думают, что президенты сами по "Форам" ездят", — иронично подписал фото его автор, киевлянин Андрей Бурахович.
История оказалась постановкой. Бурахович — зять экс-нардепа от "Народного фронта" Виктора Еленского, религиоведа и одного из двигателей проекта "Православная церковь Украины". А в разгонке изображения по соцсетям активно участвовал весь актив так называемых порохоботов — группы пользователей, по разным, в том числе финансовым, причинам поддерживающих Петра Порошенко. Кстати, фото появилось в аккурат перед выборами.
В начале августа в соцсетях появилось уже фото Владимира Зеленского, который сам покупал продукты в элитном супермаркете на Бессарабской площади в Киеве. "Подумал, схожу-ка я в магазин. Отдохну от новостей и политики. Куплю гречаный багет", — также с иронией подписал снимок его автор Константин Левошко (с политикой не связан). В корзине президента автор фото заметил несколько бутылок вина и прочие продукты.
"Но я бы не придавал этой истории характер умышленной. Во-первых, выборов на носу у нас сейчас нет. Во-вторых, массу европейских политиков фотографируют в аналогичных ситуациях. И я, если бы увидел Зеленского в магазине, тоже не удержался бы, — говорит "Вестям" эксперт по управлению репутацией Борис Тизенгаузен. — Это Юлия Тимошенко перед выборами начинает печь сырники, а Арсений Яценюк — качать ноги в спортзале. Зеленский же, в отличие от классических политиков, еще совсем недавно ходил в магазин сам, и ему доказывать что-либо не нужно".
Эволюция взглядов
В предвыборной программе "Украина для людей" будущий президент Виктор Янукович прописал немало пунктов, которые сейчас трактовались бы "исключительно пророссийскими". Начиная с внеблокового статуса страны, возобновления дружеских отношений с РФ и странами СНГ и заканчивая языковым вопросом. Однако после избрания президентом приоритеты сменились. В законе "Об основах внутренней и внешней политики", представленном Януковичем к рассмотрению парламента в июне 2010-го, европейский вектор значился как "наибольший приоритет для государства".
Во многом это же можно сказать и об ожиданиях избирателей Владимира Зеленского: он хоть прямо и не обещал снижения тарифов на ЖКХ, но критиковал власть Порошенко, скажем, за недостаточную собственную добычу газа (сейчас она, кстати, снизилась даже по сравнению с 2019 годом). Хоть и не обещал, что права русскоязычных, скажем, на образование будут учитываться, но хотя бы озвучивал проблему. "Если будет у дончан специальная просьба, чтобы документы могли заполнять на русском, то я не вижу в этом проблемы", — говорил, к примеру, президент в 2019-м и обещал "не позволить РФ приватизировать язык".
В то же время языковые квоты, которые он также обещал изучить и не вводить бездумно, все-таки внедрены, а русский язык, родной для половины и более украинцев, имеет статус "иностранного".
По словам Якубина, ничего удивительного в том, что президент, избранный восточными регионами страны, в течение своей каденции переориентируется на западные — нет. "Леонид Данилович поступал так же. Это и отличает Украину от западных демократий, где политик, приходя к власти, понимает, кто его избрал и работает в интересах своих избирателей".
Если же говорить о метафорах, эксперты "Вестей" сравнивают должность главы государства с водителем трамвая. "Что бы он ни обещал при приеме на работу и кто бы ни сидел за пультом, его трамвай может ехать только прямо по своим рельсам", — считает политолог Николай Спиридонов.
Перерезание ленточек
Пиар на открытии инфраструктурных объектов за госсчет — чересчур большой соблазн для лидера государства: объект ведь и так будет сдан, ленточку кому-то придется перерезать, почему бы этим "кем-то" не был сам президент? Тот же Петр Порошенко всего за четыре года принял участие более чем в 100 торжественных церемониях: в 2014 году — в четырех, в 2015-м — в 13, в 2016-м — уже в 31 мероприятии. В 2017 году мероприятий было 36, а в 2018-м, предвыборном, — около 40.
"Доходило до смешного: когда один и тот же объект, который уже был ранее открыт предыдущим президентом, Порошенко открывал повторно, — вспоминает политтехнолог Андрей Золотарев. — Когда мэру Днепра очень нужно было, чтобы приехавший в город Порошенко "перерезал ленточку", он предложил переоткрыть одну из городских школ".
Президент Зеленский поначалу настаивал на том, что, как новый и "неформатный" политик, не будет участвовать в подобном популизме. Однако ситуация изменилась во время карантина, когда власть запустила новый амбициозный проект "Большое строительство": начинавшийся как ремонт дорог, вскоре он вырос до всеукраинского масштаба — с возведением школ, спорткомплексов и пр. А президент принялся вовсю открывать новые объекты, ничем особо не отличаясь от предшественников: школьный стадион в городке Южном Одесской области, футбольное поле в Новой Каховке, мосты в Западной Украине...
Многовекторность
Термин из лексикона конца 90-х снова стал актуальным. Дело в том, что в сфере внешней политики президент Леонид Кучма руководствовался тактикой многовекторности, которая не предусматривала однозначного выбора интеграционных стремлений Украины.
В случае с Владимиром Зеленским термин "многовекторность" применим после резкого поворота руководства страны в направлении Китая. И это после того, как в 2020?м была поставлена на паузу сделка по покупке китайскими компаниями предприятия "Мотор Сич" по настоянию американской стороны, старавшейся не допустить вывоза технологий в КНР.
В начале июля глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия внезапно отвесил реверанс Компартии Китая, сравнив с нею собственную политсилу. А к середине июля уже Владимир Зеленский поговорил с товарищем Си Цзиньпином — лидеры договорились заключить соглашение о безвизе.
"Но Украина очень серьезно завязана на Запад, так что происходящее похоже на блеф, — полагает Спиридонов. — Хоть в наших условиях любой блеф может стать реальностью — в западном мире сейчас происходит определенная "распасовка", и США подумывают над тем, чтобы контроль над Украиной вообще передать Германии. Если в этот момент заигрывать с Китаем — не получится ли так, что Пекин сможет зайти в Украину, и блеф перестанет быть таковым?".
Борьба со СМИ
В феврале Владимир Зеленский задействовал свое "вундерваффе" против медиахолдинга, связанного с одним из лидеров ОПЗЖ Виктором Медведчуком, введя в действие решение СНБО о санкциях против медиамагната Тараса Козака и трех его телеканалов — "112 Украина", NewsOne и ZiK. Медиахолдинг заявил о "политической расправе над неугодными СМИ", власть — о том, что решение принято для укрепления нацбезопасности. Причиной стали вопросы с финансированием: каналы якобы получали часть средств от компании, которая находится на неподконтрольной части Донбасса. Впрочем, исчерпывающих доказательств СНБО не предоставил.
Разумеется, Владимир Зеленский не был первым президентом, кто начал борьбу с неугодными/оппозиционными медиа. Но политтехнолог Андрей Золотарев напоминает: успешного опыта такой борьбы не имел ни один президент Украины. "Кравчук отключал "Гравис", Кучма пытался через колено ломать "Пятый канал". А Петр Порошенко открыто атаковал "Вести".