Собственно, не только от президента. МИД Украины отреагировал на начавшийся 2 января кризис в Казахстане 10-го числа, в то время как Эстония — 7-го… Тянет на рекорд. Реакция, кстати, была чисто формальной.
Переговоры России с США и НАТО
Эти переговоры были важнейшим событием недели и напрямую касались Украины — ведь решался вопрос относительно членства Украины в НАТО и размещения на её территории ударных вооружений.
В целом переговоры закончились провалом: США и НАТО принципиально отказываются от обсуждения политики «открытых дверей» и не желают давать гарантии того, что Украина ни при каких условиях не войдёт в альянс.
В то же время и генсек альянса Йенс Столтенберг, и ряд других официальных лиц неоднократно заявляли, что Украина членом НАТО не является и предоставляемые блоком гарантии безопасности на неё не распространяются. В случае же «российской агрессии против Украины» НАТО введёт против России санкции и направит войска в страны Восточной Европы, но непосредственно защищать Украину не будет.
В общем, политика Запада двойственная.
С одной стороны, они вроде бы дают какие-то гарантии, поскольку санкции, поставки вооружения и размещение дополнительных контингентов войск вблизи границ России никак её безопасность не укрепляет. Это не говоря о других издержках конфликта с Украиной.
С другой стороны, судя по заявлениям западных политиков, санкции против России всё равно будут введены — даже если она не нападёт на Украину. Вот, например, первый заместитель госсекретаря США Вэнди Шерман грозит России санкциями, если она «подорвёт или вынудит осуществить перемены, о которых украинский народ не просил». «Подрывные действия» со стороны России, как известно, определяются по формуле хайли-лайкли.
Правда, Европа и США стараются найти какой-то такой формат санкций, который бы исключил из них транспортировку газа по «Северному потоку — 2». Всё же цены на газ в Европе остаются крайне высокими.
Учитывая продолжающуюся в западных СМИ информационную кампанию, связанную с «подготовкой нападения на Украину», похоже, что Россию подталкивают к силовому решению: единственная гарантия того, что Украина не вступит в НАТО — военная оккупация.
«Нормандский формат»
Владимир Зеленский заявил: «пора предметно договариваться о прекращении конфликта, и мы готовы к необходимым решениям во время новой встречи лидеров четырёх стран».
Российская реакция состояла в том, что нет смысла в проведении новой встречи, пока не выполнены решения встречи предыдущей. А они не выполнены.
Замглавы МИД РФ Александр Грушко по итогам переговоров с НАТО в Брюсселе выразил мнение, что если будет выполнен «Минск-2», то не будет угроз территориальной целостности Украины.
В общем, тут тоже тупик. Украина и Запад не собираются выполнять Минские соглашения, а Россия не собирается вести переговоры об их модификации.
Возвращение блудного «гетмана»
Пётр Порошенко заявил о своём возвращении на Украину 17 января. В Украине готовятся к торжественной встрече.
С одной стороны, в Украине заморожены активы Порошенко и суд принял решение о его принудительном приводе. Т. е. экс-президента намерены арестовать прямо у трапа самолёта. С другой стороны, сторонники экс-президента готовы к проведению массовых акций, с тем чтобы воспрепятствовать действиям властей.
Ситуация становится всё более запутанной и напряжённой. Между тем, если бы Порошенко вернулся в прошлом году, это был бы сильный политтехнологический ход и не было бы риска ареста.
Впрочем, этот риск и сейчас остаётся невысоким: «семипосольщина» продолжает курировать ход дел Порошенко и, похоже, у него есть гарантии неприкосновенности. Вероятность того, что Порошенко приедет встречать и. о. посла США, всё же невелика, но Запад, видимо, не совсем доволен тем, как развиваются события в Грузии вокруг Саакашвили, и не хочет повторения этого «кейса».