Недавно появилась информация, что портовая инфраструктура нашей страны существует как бы в «параллельной реальности»: Кабмин, мол, делает все от него зависящее, чтобы передать ее частному бизнесу, а тот, в свою очередь, не сильно-то и спешит ее получить в пользование. Вопрос напрашивается сам собой: проходят ли на сегодняшний день в портовой отрасли конкретные реформы, в частности — в нашем регионе?
Украина является портовой страной, где есть крупные порты, в которые заходят крупные лайнеры, сухогрузы, танкеры. Однако в морской отрасли при наличии закона «О морских портах» и старте реформ появился ряд существенных проблем, а именно отсутствие инвестиций в развитие предприятий, нарастающие темпы сокращения профессионалов.
На каком же «свете» в этом смысле находится Одесский регион, имеющий самое непосредственное отношение к портовой отрасли?
Что мы «трагично теряем»?
Председатель комитета морского и речного транспорта Общественного совета при Министерстве инфраструктуры Украины Василий Зубков обращает внимание, что ситуация в портовой отрасли на сегодняшний день неоднозначна, и если смотреть на вопрос в целом, то наблюдается ее падение.
— В объемах перевалки грузов порты пока держатся, а вот в контейнерных перевозках порты «падают» и трагично теряют транзит,
— говорит Василий Зубков.
— На то имеются и объективные, и субъективные причины,
— поясняет ситуацию народный депутат Украины, лидер Украинской морской партии Сергей Кивалов.
— Понятно, что экономическое положение в Украине сейчас не такое, как бы нам всем хотелось. Но самое главное — нужно уметь признавать собственные ошибки. Вот создали структуру управления — Администрация портов Украины. Что получается? Есть порты, и есть структура «над портами». И мы при этом говорим о децентрализации власти?! Следовательно, если мы имеем неэффективное управление, то его необходимо менять — на законодательном уровне. Могу заверить, мы будем лоббировать интересы наших портовиков. Украинская морская партия, девиз которой «За морское могущество Украины!», считает, что развитие портов — это возрождение экономики страны. Бизнесмены, серьезно занимающиеся перевалкой грузов, просто пугаются нас: чтобы решить тот или иной вопрос, нужно обойти невероятное количество инстанций — и на месте, и в столице. Так быть не должно. Инвесторы к нам просто не пойдут.
Герой Украины, почетный президент Одесского морского торгового порта Николай Павлюк, отдавший порту, по сути, всю свою сознательную жизнь, считает, что после получения Украиной независимости, порты развивались достаточно эффективно и динамично. Успешно привлекались стабильно работающие инвесторы. Но время шло — и теперь, при создании различных «надстроек», инвесторы и в самом деле, попросту «уходят», а с ними — и возможность эффективного развития портов.
— Это надо сегодня срочно менять,
— уверен Николай Павлюк.
— Но, к сожалению, пока ничего не делается.
— На это требуется политическая воля. Думаю, если одесситы поддержат Украинскую Морскую партию, то портовое хозяйство, работа портов изменится к лучшему,
— говорит Сергей Кивалов. —
Как я уже говорил, кто-то должен реально лоббировать интересы портовиков. У Украинской морской партии есть реальное видение процесса. К примеру, приватизация портов. Нужно ли приватизировать Одесский морской торговый порт, если он прибылен? Если порт не приносит прибыли, убыточен, то такой пускай и подлежит приватизации. Есть желающие — пусть покупают. Но те объекты, которые дают прибыль, приватизировать, думаю, не следует. Это касается наших мощных портов. Тут необходим индивидуальный подход, и приватизация должна проходить только после проведения международного аудита, в ходе которого была бы определена реальная стоимость того или иного объекта. Все должно делаться в пользу государства.
На чем и куда мы «приехали»?
— Когда еще несколько лет тому назад шла речь о реформировании портовой отрасли, то говорили о разделении государственных и хозяйственных функций,
— говорит Василий Зубков. —
Ошибка заключается в том, что в результате была создана управляющая структура в статусе государственного предприятия. На этом мы и «приехали». У портов забираются деньги, но, даже понимая, что казну необходимо наполнять, ясно и другое: порты, по сути, лишились возможности развития. Тут все как про ту курицу, которая несет золотые яйца.
Рассуждая о приватизации портовой отрасли, Сергей Кивалов в качестве примера того, что нужно приватизировать, а что — категорически нет, приводит пример со знаменитой нашей гостиницей на морвокзале. С тех пор, как ее построили, с ней, так уж получается, вечно происходят какие-то «неприятности»: уголовные дела и прочие проблемы.
— Вот почему бы не приватизировать эту гостиницу?!
— задается вопросом Сергей Кивалов. —
Там есть хорошая инфраструктура, но порт гостиницу «тянуть» не может. Почему бы ее не приватизировать и не передать в частную собственность? Вот это и будет пример того, как нужно поступать по-хозяйски. Все дело в правильном управлении.
Сергей Кивалов уверен, что только правильное управление портами, которым бы занялись настоящие профессионалы с опытом работы и видением т ого, как это можно и нужно реализовать на практике, сделают наши порты и конкурентоспособными, и решат сегодняшнюю проблему транзитов грузов. Ведь все просто: если не создаются условия для перевалки, то грузы «уходят» в другие порты — Турцию, Румынию и т.д.
— Самое главное, что все эти проблемы отлично знают в профильных министерствах,
— говорит Николай Павлюк.
— Я лично туда обращался по этому поводу. И что же? Даже ответа не получил, не говоря уже о каких-то действиях. Я же считаю, что очень важно привлечь внимание общественности к тому, что дальше так продолжаться не может. При этом совершенно ясно, как именно решать все эти вопросы, ясно и то, что мы упускаем время для их кардинального решения. Может, это делается специально, чтобы потом порты подешевле продать?
— Украинская Морская партия должна объединить специалистов морехозяйственного комплекса, всех неравнодушных граждан, которые понимают, насколько важна эта проблема спасения портов. И только сообща мы сможет ее решить
, — уверен Сергей Кивалов.
— Именно настоящие профессионалы с опытом работы должны определять дальнейшую политику в области морского хозяйства, жизни портов Украины и нашего региона. Кстати, тут ведь и другие родственные проблемы есть — вот, к примеру, защита наших моряков. Они ходят в море под чужими флагами, остаются, по сути, незащищенными, попадают в самые сложные ситуации, которые становятся для них безвыходными. А суть в том, что кто то должен взять на себя ответственность за весь наш морехозяйственный комплекс, в том числе и в таком вопросе, как социальная защита моряков. Да, в той или иной ситуации мы подключаем специалистов нашего университета, где, как известно, имеется кафедра морского права. Но кардинального разрешения всех этих проблем мы сможем добиться только общими усилиями. Тем более, что центральный аппарат УМП находится в Одессе, следовательно, и интересы портовой отрасли региона, вопросы защиты моряков будут лоббироваться отсюда, где собраны настоящие профессионалы, знающие проблемы изнутри.
Главное — сделать правильный выбор
Василий Зубков отмечает еще одну проблему, которая может возникнуть в случае столь необходимой для жизнедеятельности портового хозяйства децентрализации власти, а именно: а готова ли городская власть взять на себя эту ответственность, «взять в руки» такое сложное хозяйство?
"В Николаеве была создана инициативная группа и проведены общественные слушания по созданию морского пароходства в городе. В июне сего года горсовет Николаева поддержал эту инициативу и принял решение о создании соответствующего коммунального предприятия. В Одессе еще в 2013 году были проведены такие же общественные слушания. Их кто-то услышал? Нет! И как тут снова с горечью не вспомнить о нашем ЧМП, которое, кстати, базировалось в Одессе, а потом «исчезло»?! Возможно ли его восстановление?".
Николай Павлюк уверен: на сегодняшний день — это миф. Василий Зубков напоминает слова Президента Украины Петра Порошенко, который недавно в Одессе высказал уверенность, что украинские суда будут бороздить моря и океаны всего мира.
— Конечно, звучит как фантастика. Сажу так: если лет через десять хотя бы десять украинских судов будут бороздить моря и океаны, то это уже будет хорошо. Судите сами: постройка современного судна — это 80-100 миллионов долларов США. Оно себя сможет окупить лет через 8-10. Плюс довольно существенная система государственного налогообложения. Невыгодно получается,
— говорит Василий Зубков.
Сергей Кивалов напоминает, как в Одессе несколько лет назад разрабатывалось положение о коммунальном пароходстве — альтернативы, причем довольно реальной, бывшему ЧМП. Но, опять же, для реализации этого проекта необходима и политическая воля, и согласие Одесского горсовета. При этом Сергей Кивалов уверен: воплотить этот проект в жизнь можно! Было бы только истинное желание городской власти.
"Я уверен: не надо бояться. Давайте начнем с малого — с одного-двух-трех суден. И тогда идея Президента Украины сможет реализоваться на практике. У нас самое главное: стремление и специалисты, которые бы могли его реализовать. Морская академия готовит хороших специалистов. Ну почему они должны ходить только под зарубежными флагами? Уверен, здесь необходимы и соответствующие законодательные инициативы,
— считает Сергей Кивалов.
И самое главное: это доверие людей, та разумная децентрализация, о которой снова недавно говорил губернатор Одесской области Михеил Саакашвили.
"Портовая отрасль будет развиваться только тогда, когда заработанные ею средства будут оставаться на местах, когда будет налажена система управления, направленная на развитие отрасли. Думаю, с помощью нашего губернатора мы сможем этого добиться. Ну а одесситам я от души желаю сделать правильный выбор на ближайших местных выборах. Этот выбор должен быть направлен на развитие нашей экономики, в том числе и такой близкой нам, живущим у моря, портовой отрасли",
- убежден лидер Украинской Морской партии.