Недавно Ассоциация морских журналистов издала сборник трудов своих членов. На презентации сборника один из бывших сотрудников Черноморского морского пароходства с горечью отметил, что журналистов, которые занимаются морской отраслью, становится с каждым годом все больше, а сама отрасль, к сожалению, на грани исчезновения. И первой большой потерей Украины как морской державы стал «распил» Черноморского морского пароходства. Еще более жестко выразился в своей статье «Морской выбор Украины» журналист Константин Ильницкий:
В 1991 Украина получила независимость. Вместе с ней огромный потенциал для развития: экономического, социального, транспортного. Да какого хотите! Люди старшего поколения хорошо помнить рекламные буклеты, которые ходили по домам в 1991 году, разъясняющие новым гражданам нового государства, как им несказанно повезло. Ведь имея все это, мы через каких-то пару лет станем такой себе Швейцарией. Угу, стали. Уже в том же 1991 году на разных трибунах стали все громче и громче звучать слова:
За словами последовали действия. Под видом старых никому не нужных кораблей, на металлолом стали уходить океанские лайнеры и балкеры, научные судна. Ветераны ЧМП могут рассказать страшные истории каждого из судов пароходства. Как вдруг судно «пропадало» и всплывало где-то в дальних морях, но уже с другим названием и под другим флагом. Как в годы гибели ЧМП вдруг обзавелась большим разнопрофильным флотом далекая нам Панама. Как порезали на металлолом исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» и подарили непонятно кому сложнейшее оборудование, стоящее миллионы долларов.
Известное высказывание, которое историки приписывают французскому королю Людовику XV, судя по положению дел в современной Украине, стало руководством к действию наших правителей. Но ведь, невозможно же жить на старых, еще советских запасах вечно, надо же когда-то начинать что-то делать! Именно в период затяжного кризиса, в котором мы сейчас находимся, остро стоит вопрос выживания и вытягивания себя из болота.
Многолетний международный опыт говорит о том, что как бы не упирались наши киевские бонзы и их региональные подпевалы – так называемые патриоты, вырваться из трясины экономического хаоса можно при помощи постепенного точечного выравнивания положения. И тут опять-таки мы упираемся в вопрос создания и функционирования зон свободной торговли, зон экономических преференций, в общем, территорий с особым экономическим статусом. Именно так было в Одессе в 19-м веке, когда вследствие развития зоны «порто-франко» было создано собственное пароходство. Да, да, то самое легендарное и ставшее вторым в мире – Черноморское морское пароходство. Именно о необходимости возрождения и зоны СЭЗ, и собственного пароходства говорят представители Украинской морской партии Сергея Кивалова. И не просто говорят, а целенаправленно работают над созданием и зоны СЭЗ и возрождения ЧМП.
Самый свежий пример – народные депутаты Сергей Кивалов, Антон Киссе, Николай Скорик и Александр Пресман, Вадим Рабинович, зарегистрировали в парламенте законопроект №4245 «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто-франко».
Наши моряки «благодаря» нашему государству – самые бесправные и незащищенные. Именно поэтому глава Всеукраинского объединения крюинговых компаний Вячеслав Кисловский обратился к лидеру Украинской морской партии народному депутату Украины Сергею Кивалову с просьбой, оказывать всестороннюю юридическую поддержку наших морякам. И именно поэтому Сергей Кивалов, понимая, что в сложившейся ситуации дальше ждать с моря погоды, то есть с Киева высочайшего вердикта, не приходится, принял вместе с соратниками решение предоставлять морякам такую юридическую помочь, которая нужна в каждой конкретной ситуации. Украинская морская партия уже не просто декларирует вопросы необходимости возрождения былой морской мощи нашей державы, а шаг за шагом идет по пути реставрации СЭЗ, ЧМП, а через них и всей морской отрасли.