Общеукраинский партийной кризис стал притчей во языцех. Отсутствие разнообразия политических идей, их оторванность от реальных нужд украинцев, тупиковость санкционированного политического дискурса, его убогость и примитивизм, не может не удручать.
Судя по тому, что ни в 90-е, ни сейчас внедрением реальной демократии никто, по сути, так и не озаботился, «в верхах» действительно относятся к демократии как к оккупационной политической технологии, призванной ограничить существующие элиты. Потому в нашей стране политический процесс носит, в основном, имитационный характер, принятие же политических решений основывается на теневых, по сути, коррупционных взаимоотношениях. Все бы ничего, только, цитируя недавно запрещенного классика о власти: «страшно далеки от народа», и эта пропасть продолжает увеличиваться.
Кроме того, на украинской политической арене появился новый имитационный феномен -виртуальная политическая партия. Речь идет о медийных проектах, изобретенных политтехнологами и активно ими внедряемых в последнее время. Технология проста: под лидера создается партийный проект, который не становится партией, в привычном нам виде, с областными, районными и городскими партийными организациями, а существует только в медийном пространстве, как рекламная акция, только в телевизоре и Интернете. То есть, избиратель не может встретить в реальной жизни таких партийцев, за исключением набранных под такой виртуальный проект членов правительства и народных депутатов. Народный фронт Арсения Яценюка является, в этом смысле, классикой жанра. Но первопроходцем был Виктор Медведчук со своим «Украинским выбором». Уважаемый читатель может и сам продолжить этот список, примеров не счесть…
«Одноразовые партии» не могут породить ничего, кроме «одноразовой» идеологии. Идеология видения будущего заменена псевдопатриотическими суррогатами временного действия, а дальше - пустота…
Украина всегда представляла собой многонациональное полиэтническое образование. Если хотите, то Украина это маленькая империя, объединившая в своих границах множество различных земель, имевших разную историю и формировавшихся автономно друг от друга, в составе других государственных образований.
С момента обретения независимости была сделана роковая ошибка, когда в ущерб полиэтничности была выбрана стратегия на насильственное внедрение моноэтничности. Как известно, всякий насильственный процесс вызывает болезненную реакцию и противодействие со стороны общества. Украинские политики быстро уяснили, что спекуляции на национальном вопросе поляризуют электорат, что позволяет эффективнее проводить избирательные кампании. В результате, некогда единое украинское общество было расколото по национальному признаку. Украинская элита не смогла дать народу Украины объединяющей идеи, построенной на видении будущего страны. Смею предположить, что она сама не видит этого будущего. По этой причине мы наблюдаем кризис общеукраинских политических проектов.
Все украинские партии, в особенности, начиная с 2014 года, поражают своим идеологическим однообразием и различаются лишь по степени своей радикальности. Может ли такой подход принести пользу обществу? Ответ однозначен – нет!
Отсутствие рынка идей развития украинской государственности пагубно скажется на всех сферах жизни украинского народа. Альтернативой такому положению вещей, по мнению многих экспертов, может послужить инициатива «снизу». Страна не может жить без будущего, если его не в состоянии предложить центр, то видение будущего сформируется на местах.
Такую идею будут формулировать лишь те, кто участвуют в местных партийных проектах, залогом этого может служить только связь с народом. Модель представительской демократии предполагает обмен идеями и мнениями участия в принятии политических решений.
Анализируя положение дел с местными политическими проектами в Одессе, на ум сразу приходят три партии: «Родина», «Доверяй делам» и «Морская партия». «Родина» Игоря Маркова в данный момент не работает в результате известных событий 2014 года, «Доверяй делам», Геннадия Труханова, являясь партией городских начальников, пиарится при помощи коммунальных служб, являясь проектом виртуальным, я, во всяком случае, их партийцев не встречал, если таковыми не считать «жэковских» работников. Другое дело «Морская партия» Сергея Кивалова, проект зрелый, существует более 10 лет, обладает структурой, объединяющей сторонников этой партии. «Морская партия» стабильно работает в трех направлениях: защита морской отрасли, как некогда градообразующей в Одессе, развитие образования, придание статуса - Одесса – образовательный центр Украины, ну и конечно же, это правовая защита населения. И хотя в работе «Морской партии» я вижу определенные недостатки, достижения, безусловно, перевешивают, что вселяет надежду, что недостатки будут преодолены дальнейшей плодотворной работой и одесситы оценят по достоинству вклад этой партии в развитие города и страны в целом.