Інформація до новини
14-03-2016, 13:30

Что может полицейский?

Категорія: Новини / Статті


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

С большими надеждами мы встретили на наших улицах появление украинских полицейских. Молодые, стройные, в элегантной американской форме, они вселяли надежду на то, что наша жизнь станет безопасной. Но событие произошедшее в Киеве 7 февраля этого года, где в результате полицейского преследования погиб в общем-то невиновный человек, заставило нас призадуматься: все ли так просто, когда речь идет о нашей безопасности, готовы ли новоиспеченные правоохранители работать должным образом?

Действующий закон «О национальной полиции» предоставил этим служителям справедливости широкие права. Так, в соответствии с ним полиция при выполнении полномочий, определенных этим законом, может применять такие меры принуждения:

  1. физическое воздействие (сила)
  2. применение специальных средств
  3. применение огнестрельного оружия

Под физическим воздействием понимается применение любой физической силы, а также специальных приемов борьбы с целью прекращения противоправных действий правонарушителей. Кроме того, для выполнения своих полномочий полицейские могут использовать и специальные средства:

  1. резиновые и пластиковые дубинки;
  2. электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционнного действия;
  3. средства ограничения подвижности (наручники, сетки для связывания и т.п.);
  4. средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия;
  5. средства принудительной остановки транспорта;
  6. специальные маркировочные и красящие средства;
  7. служебные собаки и служебные лошади;
  8. устройства, гранаты и боеприпасы светозвукового действия;
  9. средства акустического и микроволнового воздействия;
  10. устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открытия помещений;
  11. устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метальными снарядами несмертельного действия;
  12. средства, оснащенные безопасными дымообразующими препаратами;
  13. водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства.

Полицейский обязан заранее предупредить человека о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и предоставить ему достаточно времени для выполнения законного требования полицейского, кроме случая, когда промедление может повлечь посягательство на жизнь и  здоровье человека или полицейского или другие тяжкие последствия, и в ситуации, когда такое предупреждение является неоправданным или невозможным. Однако запрещено применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин с явными признаками беременности, малолетних лиц, людей с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления полицейскому, угрожающего жизни и здоровью других лиц или полицейского, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно.

Применение оружия является самой суровой мерой принуждения. Полицейский уполномочен в исключительных случаях применять огнестрельное оружие:

  1. для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;
  2. для защиты людей от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  3. для освобождения заложников или людей, незаконно лишенных свободы;
  4. для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;
  5. для задержания человека, которого застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;
  6. для задержания человека, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного человека, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и/или полицейского;
  7. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского.

Однако полицейский не может применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим людям.

Такими правами пользуются современные украинские полицейские, о которых следовало бы знать и обычным гражданам.

Но вернемся к событиям, которые произошли в ночном Киеве 7 февраля этого года. В стоявшую иномарку усаживалась группа молодых людей, причем у тех, которые оказались на заднем сиденье, было несколько бутылок пива. Работники полиции захотели проверить, кто находится в машине, но водитель иномарки (это была БМВ) сорвался с места, резко набирая скорость, начал отъезжать. Полицейская машина поехала следом. Скорость движения этих двух машин все возрастала. Скоро к полицейской погоне присоединилось еще около двадцати машин, которые неслись как за беглецом, так и по параллельным улицам, пытаясь заблокировать «БМВ». Под истошный вой полицейских сирен и завораживающий блеск мигалок колонна с бешеной скоростью неслась по отнюдь не пустынным дорогам ночного Киева. Местами скорость машин подходила к отметке в 200 километров в час.

Видя безуспешность попыток заблокировать беглеца, старший экипажа Сергей Олейник начинает стрелять по колесам «БМВ». Им было выпущено почти две обоймы из пистолета системы «Форт», но при такой скорости по колесам попадают только бравые американские копы из блокбестеров.

Погоня длилась около сорока минут. В конце концов «БМВ» остановилась, и Сергей Олейник сделал еще несколько выстрелов с близкого расстояния по месту на сиденье рядом с водителем, где находился 17-летний Михаил Медведов. От полученных ранений он скончался на месте.

Все ли правильно делали полицейские в этой ситуации? Отнюдь нет. В старые «милицейские» времена патрульным машинам категорически запрещалось устраивать подобные гонки в черте населенных пунктов. Они должны были аккуратно сопроводить нарушителя за пределы населенного пункта и потом принять следующие решения: либо заблокировать машину преступника с помощью тяжелой автотехники, либо открыть огонь по колесам. Во время киевских событий они поступили иначе. Ведь как блокировать нарушителя во время его преследования, им объяснили буквально «на пальцах», и весьма кратко. Отдельный разговор о стрельбе по колесам. Патрульных полицейских этому также не учили. За все время обучения из своего табельного оружия они произвели только сто выстрелов, да и то, по неподвижным мишеням. Этого явно недостаточно.

Обычно за работой патрульных полицейских по радиосвязи следит опытный дежурный, который координирует их действия, но за сорок минут этого безумия не последовало приказа прекратить опасные гонки со стрельбой в черте города.

Отдельный разговор о сроках преследования полицейских. Раньше их функции выполняли работники двух милицейских служб: патрульно-постовой и госавтоинспекции. Готовили их более длительное время и достаточно тщательно. Новичков ставили в более опытные экипажи, где первое время они были, что называется, «на подхвате». Новоиспеченных же полицейских готовили впопыхах и дали им сразу неоправданную самостоятельность, хотя большинство из них не имело не только милицейского, но даже и армейского опыта.

Совершенно очевидно, что Сергей Олейник после длительной погони утратил психическую устойчивость. Ведь в суде, во время избрания первоначальной меры пресечения, он так и не объяснил, почему он открыл огонь по пассажиру уже остановившейся машины. Где же работа психолога, который готовил полицейского к службе в стрессовой ситуации?

Набирая кандидатов на должность полицейских нам постоянно говорили, что выбирают лучших из лучших. Но как тогда объяснить то, что после этих чрезвычайных событий всплыл на верх тот факт, что Сергей Олейник проводил незаконные следственные действия в отношении автомайдановцев? Этот факт обнародован явно не вовремя для Сергея Олейника и свидетельствует явно не в его пользу.

Досудебное следствие по этому делу еще далеко до завершения. Самое серьезное обвинение, которое могут предъявить обвиняемому – это совершение умышленного убийства. А часть первая статьи 115 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет. Первоначальная мера пресечения для Сергея Олейника была избрана в виде содержания под стражей. Определенное время он находился в СИЗО в одной камере вместе с отпетыми уголовниками, что явно противоречит всем инструкциям. Было ли это случайностью или кто-то захотел «слить» его, ведь после полученных побоев он выглядел еще более подавленным, мы наверное никогда не узнаем.

Говоря о полномочиях нынешних полицейских следует сказать, что они достаточно обширны. Но как свидетельствуют описанные выше события, спрос с них также достаточно высок. Как говорится, кому многое дано, с того и много спрашивается.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.