Позднее знакомство
Он не был мастером высокого поэтического слова, его никак нельзя было назвать последним романтиком или любимцем женщин. Он не умел идти на компромиссы: ни в творчестве, ни в жизни. Он никогда не искал подходящих слов, чтобы никого не обидеть, а предпочитал говорить правду прямо в глаза, рубил с плеча. А однажды зимним утром он от нас ушел, оставив своим творчеством пищу для размышлений…17 августа Кузьме Скрябину исполнилось бы 48 лет.
Былая неприязнь
С детства я терпеть не мог этого музыканта. От одного только его внешнего вида мне сразу хотелось переключить на другой канал, потому что было сразу понятно, что это как всегда будет какая-то незатейливая песенка типа «Джамаламбай» или «Мур, мур, мур, ми любим гламур», сопровождающаяся, возможно, нецензурными словами. Среди моих родственников и друзей никто не любил Скрябина, и как-то так сложилось, что это неприятие передалось и мне…А главный атрибут внешнего облика Кузьмы – черные кудри, делал его в моих глазах самым настоящим воплощением зла…
Когда Скрябин был жив, различные радиостанции, музыкальные каналы выставляли на передний план, на мой взгляд, в основном, песни из серии черного юмора – веселые, шутливые, но без особого смысла, - то, что будет более понятно широким массам и над чем не нужно будет особо задумываться…И только после смерти музыканта мне станет известно, что у него были и другие композиции, философского, лирического плана, которые при его жизни почему-то не звучали из каждого утюга…
«Зла зима»
Новость о гибели Кузьмы Скрябина застала меня зимним утром далеко за пределами страны, где была возможность уйти от украинской действительности и не вариться в водовороте политических событий, которым обычно нас обволакивают ежедневные выпуски новостей.
Там я ограничивался лишь обычным просмотром первых строчек новостей на портале Яндекса…И как-то утром одним из таких заголовков было сообщение об автокатастрофе с участием музыканта…Тогда оно не вызвало у меня почти никакой реакции, разве что легкое сожаление, ведь я продолжал относиться к нему по-прежнему и был уверен, что так будет и дальше.
Тем временем, страну охватила волна скорби, и все на недолгое время даже забыли о военных баталиях. В многочисленных репортажах показывали плачущих фанатов…Но я был от всего этого очень далек.
Былая неприязнь и предвзятое отношение к музыканту останутся со мной еще в течение года после его смерти. Мне была непонятна внезапно поднявшаяся волна скорби среди людей, воспоминания о его творчестве, исполнение песен на Привозе или Дерибасовской. Я постоянно задавался вопросом, почему люди не ценили так Кузьму при жизни. Когда в день рождения певца год назад на одном из каналов шел концерт, я опять нервно переключил…Но однажды темным снежным вечером прошлой зимы все изменилось.
«Мам…»
Мне навсегда запомнится то большое количество снега, которое тогда выпало. Казалось, эта огромная масса никогда не растает. Как-то я шел после работы домой, и улица Тенистая напоминала ледовое королевство, которое нужно еще преодолеть, чтобы дойти до своей берлоги. Шел мелкий снег, и чтобы дорога казалась не такой трудной, я включил радио и наткнулся на знакомый голос, который пел песню про маму.
Я такую композицию не знал, начал вслушиваться… И вдруг мне начало нравиться передвигаться по нерасчищенному снегу под эту музыку. Мелодия на припеве чем-то напоминала звук падающих снежинок, которые тогда летели мне на лицо. Я решил, что когда приду домой, надо бы послушать песню полностью, так как попал уже на концовку…но что-то меня отвлекло, и данное себе обещание было благополучно забыто…Но через два дня я неожиданно познакомился с этой песней окончательно…
Дело было на катке в парке Победы, куда я пришел кататься. Опять глубокий зимний вечер, ночные фонари и снег, хрустящий под ногами. Я ожидал, что людей будет намного меньше, так как было довольно поздно. От разочарования включил радио, перебирая радиостанции. Как назло, нигде не звучало любимых песен, и я решил послушать рекламу…И вдруг по ее окончании началась песня, которую я два дня назад услышал впервые.
Это не было похоже на оду любви к матери, где были бы какие-то высокостилевые слова и эмоциональные возгласы. Нельзя сказать, что это был шедевр в плане соблюдения рифмы…Наоборот, Кузьма пел сдержанно, может быть даже сухо, но с какой-то необъяснимой мужской грустью. Автор как будто бы и не просит прощения у матери за былые поступки, а понимает, что иначе и быть не могло, так как был еще молод и многого не осознавал. В то же время Скрябин затрагивает время сегодняшнее и словно обещает, что будет вести себя теперь по-другому…
Я внимательно его слушал и как-то сам не заметил, что разогнался до приличной скорости, но мне это было не важно. Ветер свистел в ушах, а песня Скрябина продолжала звучать. Внутри появилось какое-то душевное тепло, мороза больше не чувствовалось. Я считал себя тогда самым счастливым из всех людей на катке и в тот же вечер решил, что это лучшая песня про маму! А еще там же на катке я пообещал себе, что познакомлюсь с творчеством Скрябина поближе…Но все как-то опять отложилось на потом и забылось.
Однако жизнь сама почему-то начала давать мне возможности познакомиться с творчеством Кузьмы одну за другой, и я периодически натыкался на песни Скрябина, такие, которые никогда не слышал. С тех пор и поменялось мое отношение к этому человеку, он больше не был для меня воплощением зла и не вызывал раздражение.
«Добряк», «Квінти», «Пусти мене», «Шампанські очі», «Лист до друга», «Шкільна любов» и многие другие – почему популярными были не эти песни при жизни Скрябина, а только те, где он был смешным, пафосным и брутальным? Ведь он, оказывается, мог быть и философским и даже иногда романтичным…
Может быть я ошибаюсь, и кто-то другой скажет, что был знаком с этой стороной творчества музыканта и при его жизни, а у меня просто так совпало…Но зато я точно могу сказать, что после гибели ни разу не слышал, например, «Джамалабай», «Кохана», «Ми любим гламур» или что-то подобное – песни, которые при жизни Андрея Кузьменка были весьма популярными…
На концерте памяти Скрябина перед песней «Мам» был показан фрагмент интервью певца, где он рассказывает, как недавно написал эту песню. И хотя клип был снят весной, на том видео Кузьма сидит в машине еще в зимней одежде, а на руках кожаные перчатки. Трудно сказать, что это было за время, но у меня почему-то всегда такое чувство, что это зимняя песня, ведь под нее так хорошо смотреть на падающий снег…
«Ти його полиш десь всередині»
Теперь Скрябин, наверное, мой лучший друг в плане музыки. Он остался где-то глубоко внутри каждого из тех, кто его любил или же познакомился слишком поздно, как я. Я часто слушаю его песни в тяжелые моменты жизни, пытаясь в его стихах найти ответы на свои вопросы.
Особенно хочется отметить видео на песню «Квінти». Это шедевр для меня среди клипов Скрябина! Описывать впечатления нет смысла. Кто знает – поймет, а кто захочет, посмотрит. Скажу только: очень редко встречаются клипы, которые хочется смотреть, чаще мы просто слушаем. Но эта песня – исключение, и избавив видео от своего присутствия, Скрябин попал в точку.
Сегодня ему было бы 48. Он оставил огромное количество песен, но когда их слушаешь, невольно возникает мысль, что хочется чего-то новенького, хочется еще. О том, что «еще» не будет, я предпочитаю не вспоминать…
Он просто превысил скорость, разогнался и исчез…Однажды что-то похожее было в его клипе на песню «Випускний», где в последнюю секунду Скрябин исчезает в лучах света в школьном коридоре, перед этим разогнавшись и прокатившись по полу. Но разгон на автомобильной дороге и по школьному паркету – это разные вещи. Когда звучат песни Кузьмы, хочется не думать о том, жив он или мертв, но когда я смотрю именно этот последний кадр, всегда вспоминаю, что Андрея больше нет…
P.S. Как-то в комментариях на Youtube Кузьму Скрябина назвали украинским Цоем, а чуть позже появилось мнение, что он в плане творчества уже якобы сделал больше. Думаю, такое неуместно, ведь быть известным на весь Советский Союз и в Украине – это разные вещи…Впрочем, как и то, что один неожиданно прекратил творить в 46, а другой только в 28…И какая теперь разница, кто написал больше?