Информация к новости
17-08-2016, 10:36

17 августа Кузьме Скрябину исполнилось бы 48 лет

Категория: Новини / Авторська колонка / Статті


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

17 августа Кузьме Скрябину исполнилось бы 48 лет

Позднее знакомство

Он не был мастером высокого поэтического слова, его никак нельзя было назвать последним романтиком или любимцем женщин. Он не умел идти на компромиссы: ни в творчестве, ни в жизни. Он никогда не искал подходящих слов, чтобы никого не обидеть, а предпочитал говорить правду прямо в глаза, рубил с плеча. А однажды зимним утром он от нас ушел, оставив своим творчеством пищу для размышлений…17 августа Кузьме Скрябину исполнилось бы 48 лет.

Былая неприязнь

С детства я терпеть не мог этого музыканта. От одного только его внешнего вида мне сразу хотелось переключить на другой канал, потому что было сразу понятно, что это как всегда будет какая-то незатейливая песенка типа «Джамаламбай» или «Мур, мур, мур, ми любим гламур», сопровождающаяся, возможно, нецензурными словами. Среди моих родственников и друзей никто не любил Скрябина, и как-то так сложилось, что это неприятие передалось и мне…А главный атрибут внешнего облика Кузьмы – черные кудри, делал его в моих глазах самым настоящим воплощением зла…

Когда Скрябин был жив, различные радиостанции, музыкальные каналы выставляли на передний план, на мой взгляд, в основном, песни из серии черного юмора – веселые, шутливые, но без особого смысла, - то, что будет более понятно широким массам и над чем не нужно будет особо задумываться…И только после смерти музыканта мне станет известно, что у него были и другие композиции, философского, лирического плана, которые при его жизни почему-то не звучали из каждого утюга…

«Зла зима»

Новость о гибели Кузьмы Скрябина застала меня зимним утром далеко за пределами страны, где была возможность уйти от украинской действительности и не вариться в водовороте политических событий, которым обычно нас обволакивают ежедневные выпуски новостей.

Там я ограничивался лишь обычным просмотром первых строчек новостей на портале Яндекса…И как-то утром одним из таких заголовков было сообщение об автокатастрофе с участием музыканта…Тогда оно не вызвало у меня почти никакой реакции, разве что легкое сожаление, ведь я продолжал относиться к нему по-прежнему и был уверен, что так будет и дальше.

Тем временем, страну охватила волна скорби, и все на недолгое время даже забыли о военных баталиях. В многочисленных репортажах показывали плачущих фанатов…Но я был от всего этого очень далек.

Былая неприязнь и предвзятое отношение к музыканту останутся со мной еще в течение года после его смерти. Мне была непонятна внезапно поднявшаяся волна скорби среди людей, воспоминания о его творчестве, исполнение песен на Привозе или Дерибасовской. Я постоянно задавался вопросом, почему люди не ценили так Кузьму при жизни. Когда в день рождения певца год назад на одном из каналов шел концерт, я опять нервно переключил…Но однажды темным снежным вечером прошлой зимы все изменилось.

«Мам…»

Мне навсегда запомнится то большое количество снега, которое тогда выпало. Казалось, эта огромная масса никогда не растает. Как-то я шел после работы домой, и улица Тенистая напоминала ледовое королевство, которое нужно еще преодолеть, чтобы дойти до своей берлоги. Шел мелкий снег, и чтобы дорога казалась не такой трудной, я включил радио и наткнулся на знакомый голос, который пел песню про маму.

Я такую композицию не знал, начал вслушиваться… И вдруг мне начало нравиться передвигаться по нерасчищенному снегу под эту музыку. Мелодия на припеве чем-то напоминала звук падающих снежинок, которые тогда летели мне на лицо. Я решил, что когда приду домой, надо бы послушать песню полностью, так как попал уже на концовку…но что-то меня отвлекло, и данное себе обещание было благополучно забыто…Но через два дня я неожиданно познакомился с этой песней окончательно…

Дело было на катке в парке Победы, куда я пришел кататься. Опять глубокий зимний вечер, ночные фонари и снег, хрустящий под ногами. Я ожидал, что людей будет намного меньше, так как было довольно поздно. От разочарования включил радио, перебирая радиостанции. Как назло, нигде не звучало любимых песен, и я решил послушать рекламу…И вдруг по ее окончании началась песня, которую я два дня назад услышал впервые.

Это не было похоже на оду любви к матери, где были бы какие-то высокостилевые слова и эмоциональные возгласы. Нельзя сказать, что это был шедевр в плане соблюдения рифмы…Наоборот, Кузьма пел сдержанно, может быть даже сухо, но с какой-то необъяснимой мужской грустью. Автор как будто бы и не просит прощения у матери за былые поступки, а понимает, что иначе и быть не могло, так как был еще молод и многого не осознавал. В то же время Скрябин затрагивает время сегодняшнее и словно обещает, что будет вести себя теперь по-другому…

Я внимательно его слушал и как-то сам не заметил, что разогнался до приличной скорости, но мне это было не важно. Ветер свистел в ушах, а песня Скрябина продолжала звучать. Внутри появилось какое-то душевное тепло, мороза больше не чувствовалось. Я считал себя тогда самым счастливым из всех людей на катке и в тот же вечер решил, что это лучшая песня про маму! А еще там же на катке я пообещал себе, что познакомлюсь с творчеством Скрябина поближе…Но все как-то опять отложилось на потом и забылось.

17 августа Кузьме Скрябину исполнилось бы 48 лет«Я не тримаю зла»

Однако жизнь сама почему-то начала давать мне возможности познакомиться с творчеством Кузьмы одну за другой, и я периодически натыкался на песни Скрябина, такие, которые никогда не слышал. С тех пор и поменялось мое отношение к этому человеку, он больше не был для меня воплощением зла и не вызывал раздражение.

«Добряк», «Квінти», «Пусти мене», «Шампанські очі», «Лист до друга», «Шкільна любов» и многие другие – почему популярными были не эти песни при жизни Скрябина, а только те, где он был смешным, пафосным и брутальным? Ведь он, оказывается, мог быть и философским и даже иногда романтичным…

Может быть я ошибаюсь, и кто-то другой скажет, что был знаком с этой стороной творчества музыканта и при его жизни, а у меня просто так совпало…Но зато я точно могу сказать, что после гибели ни разу не слышал, например, «Джамалабай», «Кохана», «Ми любим гламур» или что-то подобное – песни, которые при жизни Андрея Кузьменка были весьма популярными…

На концерте памяти Скрябина перед песней «Мам» был показан фрагмент интервью певца, где он рассказывает, как недавно написал эту песню. И хотя клип был снят весной, на том видео Кузьма сидит в машине еще в зимней одежде, а на руках кожаные перчатки. Трудно сказать, что это было за время, но у меня почему-то всегда такое чувство, что это зимняя песня, ведь под нее так хорошо смотреть на падающий снег…

«Ти його полиш десь всередині»

Теперь Скрябин, наверное, мой лучший друг в плане музыки. Он остался где-то глубоко внутри каждого из тех, кто его любил или же познакомился слишком поздно, как я. Я часто слушаю его песни в тяжелые моменты жизни, пытаясь в его стихах найти ответы на свои вопросы.

Особенно хочется отметить видео на песню «Квінти». Это шедевр для меня среди клипов Скрябина! Описывать впечатления нет смысла. Кто знает – поймет, а кто захочет, посмотрит. Скажу только: очень редко встречаются клипы, которые хочется смотреть, чаще мы просто слушаем. Но эта песня – исключение, и избавив видео от своего присутствия, Скрябин попал в точку.

Сегодня ему было бы 48. Он оставил огромное количество песен, но когда их слушаешь, невольно возникает мысль, что хочется чего-то новенького, хочется еще. О том, что «еще» не будет, я предпочитаю не вспоминать…

Он просто превысил скорость, разогнался и исчез…Однажды что-то похожее было в его клипе на песню «Випускний», где в последнюю секунду Скрябин исчезает в лучах света в школьном коридоре, перед этим разогнавшись и прокатившись по полу. Но разгон на автомобильной дороге и по школьному паркету – это разные вещи. Когда звучат песни Кузьмы, хочется не думать о том, жив он или мертв, но когда я смотрю именно этот последний кадр, всегда вспоминаю, что Андрея больше нет…

P.S. Как-то в комментариях на Youtube Кузьму Скрябина назвали украинским Цоем, а чуть позже появилось мнение, что он в плане творчества уже якобы сделал больше. Думаю, такое неуместно, ведь быть известным на весь Советский Союз и в Украине – это разные вещи…Впрочем, как и то, что один неожиданно прекратил творить в 46, а другой только в 28…И какая теперь разница, кто написал больше?

 




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.