Депутат Одесского областного совета Виталий Саутенков раскритиковал реформу медицины, которая может в скором будущем коснуться Одесской области. Чтобы объективно взвесить все «за» и «против», не нужно быть медиком – факторы, из-за которых проведение реформы вредоносно для общества, лежат буквально на поверхности, считает депутат.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Уже после старта реформы выяснилось, что в Украине катастрофически не хватает семейных врачей, которые должны стать главным звеном новой медицинской системы. При потребности в 30 тысяч семейных врачей сегодня практические навыки и знания имеет лишь около 8 тысяч. Уровень оплаты труда, который предлагает государственная медицина, не способен удержать молодые кадры в системе – после стажировки большинство переходят в частную медицину. О какой реформе может идти речь, если нет главного – специалистов?
О госпитальных округах впервые заговорили еще в 2012 году – тогда реформу медицины начали проводить в качестве эксперимента в Днепропетровской, Донецкой и Винницкой областях, а также в Киеве. Последствия этих экспериментов хорошо известны – например, в Днепропетровске и области участились летальные случаи из-за несвоевременного оказания помощи. То в дороге у «скорой» заканчивался бензин, то медики не могли найти удаленный населенный пункт по навигатору, то машина попросту не успевала доехать. Особенно реформу хорошо прочувствовали жители сельской местности – худо-бедно лечившие местные больницы урезали до скромных по кадрам и оборудованию амбулаторий, а чтобы получить консультацию узкого специалиста или осуществить диагностику заболевания, людям пришлось добираться до лечебных заведений не один десяток километров.
Но дальний путь – не единственная преграда, ожидающего пациента на пути к спасению жизни и здоровья. В областях, где проводился эксперимент по реформированию, люди столкнулись с огромными очередями, бюрократией и долгими заполнениями анкет.
Один из главных аргументов сторонников госпитальных округов – устаревшая модель здравоохранения, действующая с советских времен. Но в модели ли проблема? Я побывал во многих сельских амбулаториях, ФАПах, лично знаком с фельдшерами, которые с одной зеленкой и валидолом вынуждены обслуживать по несколько сел, передвигаясь между пациентами на велосипеде. Хроническая нехватка медикаментов, отсутствие финансирования, кричаще низкие зарплаты, развал системы подготовки новых кадров – это настоящие симптомы тяжелой болезни нашей системы здравоохранения. Будет ли стараться хорошо работать и повышать свою квалификацию хирург, ежедневно стоя за операционным столом за полторы тысячи гривен в месяц? Медики попросту вынуждены нарушать этический кодекс, чтобы выжить в непростых реалиях сегодняшнего дня.
Украина за все свое время независимости никогда не дотягивала до мирового норматива финансирования медицинской отрасли – 5% процентов ВВП. Наложите эти «симптомы» на любую западную модель медицины и она, как и украинская, перестанет работать.
60 МИНУТ ДО БОЛЬНИЦЫ?
Говоря о госпитальном округе, зона обслуживания определяется своевременностью доезда до больницы не более, чем за 60 минут при условии наличия дорог с твердым покрытием. 60 минут! Что собой сегодня представляют дороги с твердым покрытием в Раздельнянском, Великомихайловском и Фрунзовском (Захарьевском) районах, я знаю не понаслышке – не раз приходилось бывать и в районных центрах, и в селах, расположенных на краю районов. Эти дороги скорее можно назвать направлениями – зачастую вдоль официальных трасс водители прокладывают дороги по полям и обочинам. Если летом по этим полевым дорогам еще хоть как-то можно проехать, не «убив» колеса и подвеску автомобиля, то весной, осенью, зимой приходится маневрировать между бесконечным количеством ям на так называемом твердом покрытии, чтобы не завязнуть в болоте или снежных сугробах. Вряд ли чиновники от здравоохранения проезжали лично между Раздельной и Фрунзовкой, между Фрунзовкой и Великомихайловкой – в противном случае они бы знали, что по самым оптимистичным прогнозам доехать «скорая» сможет через несколько часов. В таких дорожных условиях велика вероятность того, что она и вовсе не доедет по причине поломки автомобиля. А даже если и доедет, неизвестно, как пациент переживет тряску на пути к больнице.
Как можно вообще говорить о госпитализации округов, если сегодня Одесский регион лидирует в антирейтинге областей по самому меньшему количеству отремонтированных дорог? У нас наихудший показатель по Украине – в этом году удалось ликвидировать лишь 16% ям. И это официальные данные Мининфраструктуры.
ОПТИМИЗАЦИЯ ФОНДА ИЛИ ОПТИМИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ?
На языке чиновников госпитализация округов – это оптимизация лечебно-профилактического фонда. Мол, сконцетрировав оборудование и кадры в одной больнице, удастся улучшить качество медицинского обслуживания. В народе эту реформу уже прозвали оптимизацией человеческого фонда –пациентов после такого реформирования ожидает та же участь, что и больницы, списанные с баланса. Госпитализация округов – это экономия бюджетных средств на здоровье граждан, на зарплатах врачам и покупке медицинского оборудования. В рамках Великомихайловского госпитального округа планируется обслуживать почти 140 тысяч населения, при этом лечение второго уровня (диагностика и лечение сложных заболеваний, госпитализация пациентов, проведение операций) будет возможным лишь на базе одного лечебного учреждения.
Госпитализация округов – это лишение сельского населения отдаленных районов первой неотложной помощи. Чтобы простой пенсионер мог получить консультацию врача, ему нужно будет сделать множество шагов: доехать до госпитального округа, потратив немалую часть и без того скудной пенсии на проезд, отстоять очередь, и только затем пройти обследование.
Одно могу сказать с точностью – такая реформа может стимулировать рост частного сектора в здравоохранении. Уже сегодня частные клиники предлагают услуги самого широкого спектра – от обычных анализов до сложных операций, лишь бы были деньги. К примеру, в пилотной Днепропетровской области одним из результатов реформы стало открытие в больницах частных клиник и кабинетов. Государственные больницы попросту лишены возможности с ними конкурировать без финансирования и поступления новых кадров. Но это касается только крупных городов – вряд ли врач с коммерческой жилкой захочет открывать свой кабинет в селе с населением 250 человек.
Могу ли я, оценивая такие перспективы реформы медицины, поддерживать ее? Ответ очевиден. Такая реформа – это преступление против народа. Сегодня необходимо объединить усилия не над изменением модели, а над ее содержанием! Дать врачам и медперсоналу достойные зарплаты, больницам – современное оборудование, автомобили скорой помощи, фельдшерам в селах – все необходимые медикаменты для оказания неотложной помощи, районам – дороги с ровным покрытием. Уверен, что тогда необходимость в реформе отпадет сама по себе.