После исторического визита в Украину вице-президента США Джо Байдена, который настоятельно просил Президента Порошенко решительно взяться за борьбу с коррупцией на самом высоком уровне по методике сингапурского реформатора Ли Куан Ю (то есть – посадить трёх друзей из самого близкого окружения), на пасмурном небосклоне украинской политики заблистало новое светило. Ли Куан Ю стал с тех пор безоговорочным авторитетом, высказывания и идеи которого только ленивый и непродвинутый украинский политик не вспомнил бы во время своих выступлений. Ну, конечно, дальше цитирования сей процесс не продвинулся, некоторые даже прочитали легендарную книгу Ли Куан Ю «Сингапурская история: из третьего мира в первый», изданную при Януковиче. Кстати, говорят, Виктор Федорович заточил Юлию Тимошенко в темницу, прочитав, как великий сингапурский реформатор в свое время расправился с оппозицией, чтобы не мешала проводить реформы.
«Отец сингапурской нации»
В качестве ознакомления, предлагаю нашему дорогому читателю некоторые опорные факты из жизни и деятельности этой легендарной личности, каковой, без всякого сомнения, являлся Ли Куан Ю.
Расчетливый стратег и беспощадный прагматик, Ли управлял островом на посту премьер-министра в течение 31 года, с того момента как Сингапур обрел фактическую независимость в 1959 году, став самоуправляемым государством в составе Британской империи.
За это время Ли Куан Ю превратил крошечный остров без каких-либо природных ресурсов, даже питьевой воды, в процветающее государство. Он достиг того, что часто называют экономическим чудом, то есть сочетания частного и государственного капитализма, современного, эффективного и практически свободного от коррупции.
В 1954 году Ли Куан Ю, 36-летний адвокат, основывает Партию народного действия (ПНД) и становится ее генеральным секретарем. ПНД получает большинство мест в парламенте на выборах 1959 года, а сам Ли Куан Ю занимает кресло премьер-министра.
Ли приступил к масштабной программе реформ, которые должны были превратить Сингапур из «помойки убожества и деградации», как его описывали в местной прессе тех времен, в современное индустриально развитое государство.
Ради проведения экономической реформы Ли Куан Ю взял под жесткий контроль все остальные сферы жизни города-государства и прежде всего политику. Сингапур – по-прежнему одно из самых регулируемых обществ в мире. Ли считал, что в развивающейся стране некоторые свободы должны быть принесены в жертву. Оппоненты Ли оказывались в тюрьме без суда и следствия, прессе затыкали рот и ограничивали доступ информации из-за рубежа, многие журналисты были арестованы. «Свобода прессы, свобода СМИ, должна быть подчинена первостепенным нуждам целостности Сингапура», – говорил Ли.
Ли ввел меры жесточайшей борьбы с коррупцией, которая была неотъемлемой частью прошлой колониальной экономической модели, и приступил к осуществлению программы:
– строительство дешевого жилья;
– создание рабочих мест;
– индустриализация.
Одновременно он вел политику сближения различных этнических групп острова с целью создания новой уникальной идентичности народа Сингапура, основанной на мультикультурализме.
Испытав на самом себе в школьные годы эффективность телесных наказаний, Ли сделал телесные наказания неотъемлемой частью судебной системы Сингапура, к ним приговаривают по 40 с лишним статьям местного уголовного кодекса.
Ли также ввел меры по контролю за рождаемостью, назначив дополнительный налог на тех, кто имел больше двух детей. Позже он пытался повысить привлекательность создания семьи среди образованных девушек, освободив их от налога на детей, который приходилось платить их менее образованным сестрам.
Ушел в отставку политик лишь в 1990 году, установив тем самым мировой рекорд самого продолжительного пребывания в должности премьер-министра. Сам он сформулировал свою философию будущего Сингапура в интервью китайскому телевидению в 2005 году: «В новом мире мы должны найти нишу для себя, маленькие углы, где, несмотря на наш небольшой размер, мы можем выступить в роли, которая будет полезна для всего мира».
Одновременно восхищаясь его экономическими успехами, многие считают, что они были куплены ценой личных свобод и преследования критически настроенных средств массовой информации, ущемления прав человека во всех областях сингапурской жизни.
За что боролись, на то и напоролись
Имя «отца сингапурской нации» вспомнилось применительно к сегодняшней ситуации в Украине, сложившейся с категорическим нежеланием местных антикоррупционеров декларировать свои доходы.
30 марта «Голос Украины» опубликовал закон, который обязывает членов антикоррупционных общественных организаций (в народе называемых «грантоедами») подавать электронные декларации наравне с чиновниками.
Согласно документу, электронные декларации обязаны будут подавать физические лица, которые получают средства в рамках грантовых программ (проектов), систематически выполняют работы по имплементации стандартов антикоррупционной политики, если финансирование таких работ осуществляется непосредственно или через третьих лиц за счет технической или иной, в том числе безвозвратной, помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции. Кроме того, декларирование распространяется на руководителей (членов высшего органа управления) общественных объединений, других непредпринимательских обществ, которые осуществляют деятельность, связанную с предотвращением коррупции.
Искренне разделяя вопли негодования «неподкупных» грантоедов, могу только посочувствовать – за что боролись, на то и напоролись!
Когда наши антикоррупционеры кричат, что, принимая такой закон, мы копируем антидемократический российский закон «О некоммерческих организациях» (НКО), то они застенчиво умалчивают, что этот закон практически полностью копирует изобретенный и используемый в США закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). И в США, и в России организации, живущие на иностранные (грантовые и не только) деньги, обязаны регулярно отчитываться о своей деятельности и указывать во всех публикуемых материалах свой статус «иностранного агента».
При этом оба закона касаются только организаций, участвующих в политической жизни государства. В связи с этим, сторонники этих законов, как в России, так и в США считают одним из их главных достоинств то, что эти законы позволяют лучше понимать, в чьих интересах действуют те или иные НКО.
Еще одно важное сходство заключается в жестких санкциях, грозящих нарушителям. В частности, американский закон предусматривает для них уголовную ответственность в виде штрафа в размере до $10 тысяч либо тюремного заключения на срок до пяти лет. В свою очередь, в России нарушителям закона об НКО грозят более жесткие финансовые санкции: в случае, если «агенты» предоставят недостоверные сведения, они рискуют нарваться на штраф до 5000 рублей для физлиц и до 1 млн. рублей для юридических лиц. Те же организаторы, которые будут призывать граждан к отказу от выполнения гражданских обязанностей, могут быть осуждены на срок до четырех лет.
Ничего удивительного нет в том, что страны защищаются от иностранных агентов влияния. Неважно, в какой футболке эти агенты ходят – «Мы разоблачители коррупции в высших эшелонах власти!» или «Мы за свободу геев и лесбиянок!» Все они работают на одну цель – расшатывание ситуации в пользу своих «доноров», как скромно именуют наши правдоискатели своих зарубежных работодателей.
У нас долго заигрывали с грантоедами, боялись их критиковать и, априори, считали неподкупными. А потом вдруг обнаружилось, что рынок борьбы с коррупцией по прибыльности превосходит рынок коррупционных услуг. И власть оказалась в заложниках у таких «расследователей» от иностранных спецслужб.
Отсюда – вывод: избиратель имеет право знать, какие государства готовы тратить огромные деньги, чтобы повлиять на законодателя, которому тот отдал свой голос. А власть и население, в свою очередь, имеют право знать, кому эти денежки достаются и в каком количестве.
Западные агенты влияния на службе у Ли Куан Ю
Дело в том, что изначально Сингапур использовался в качестве военно-морской базы на Дальнем Востоке. Американцы традиционно плели там политические интриги. И думали, что будут это делать и при Ли Куан Ю, раз он был получателем западной финансовой помощи и остро нуждался в инвестициях.
Но недремлющий политик прекрасно осознавал, с кем ему приходится бороться: «Сталкиваясь с оппозицией, я всегда задавался вопросом: «Не является ли деятельность оппозиции нелегальной операцией, финансируемой и проводимой иностранными спецслужбами, чтобы нанести вред Сингапуру?».
А вершиной творчества Ли Куан Ю стал арест нескольких офицеров ЦРУ, консультировавших оппозицию, и освободил он их только в результате длительных переговоров и только !!! за $100 млн. западных инвестиций в качестве отступного. Этот практически детективный сюжет в деталях описан в той же Сингапурской истории: «Из третьего мира – в первый», и уважаемые читатели могут сами ознакомиться со всеми её перипетиями.
Да, у Ли Куан Ю сидели все: и коммунисты, и профсоюзные деятели, и друзья, заподозренные в коррупции. А также – западные агенты влияния. Реформатор справедливо считал, что, подкармливая местную оппозицию, они опять-таки нарушают ход задуманных реформ.
Всем давно ясно, что Украина – не Сингапур. И что фигур масштаба Ли Куан Ю у нас нет. Оппозиция и власть – из одного свинарника, и борются они за доступ к корыту вовсе не для того, чтобы превратить свинарник в мировой финансовый, промышленный или инновационный центр.
И цели у нас не такие, как у Ли Куан Ю: мы не думаем о том, что надо вывести агентов влияния других стран на чистую воду. Боюсь, что е-декларирование для антикоррупционеров в Украине – это просто банальная месть за те пакости, которые они делают власти и, заодно, банальное любопытство: сколько же эти пакости стоят?