Інформація до новини
14-03-2021, 17:00

Украина в зонах: зачем страну хотят разделить на 10 частей

Категорія: Новини / Політика


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

 

В Украине могут появиться 10 зон. Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что это повлияет на финансирование областей и других административно-территориальных единиц. О чем идет речь?

Нарезка по-новому

В интервью Алексей Чернышов рассказал, что ведомство разработало разделение на “функциональные типы территорий”.

Министр объяснил, что речь идет о макрорегионах: “Например, одна из зон – горные территории Карпат. Это сразу несколько областей, которые мы должны развивать”.

Всего разработано 10 функциональных зон.

  1. Горные территории украинских Карпат.
  2. Макрорегион “Азов-Черное море”.
  3. Приграничные регионы.
  4. Приграничные территории в неблагоприятных условиях.
  5. Временно оккупированные территории Украины.
  6. Природоохранные территории (Изумрудный пояс).
  7. Городские агломерации.
  8. Центры экономического развития.
  9. Монофункциональные старопромышленные города.
  10. Сельские территории в неблагоприятных условиях.

Области исчезают?

Чернышов говорит, что идея заключается в направлении финансирования “не на области, как было раньше, а на территории. Ведь в одной области могут быть города и села, которые требуют абсолютно разного подхода к стратегии развития”, - цитирует его пресс-служба Минрегиона.

По словам министра, решения о функциональных территориях находятся в стадии разработки, но “впервые в истории Украины Стратегия регионального развития имеет план мероприятий, которые будут финансироваться. И львиная доля этого плана – из Государственного фонда регионального развития (ГФРР)”. Кстати, объем ГФРР в 2022 году будет увеличен с 1 до 2% расходной части госбюджета и до 3% в 2023 году.

Средства из бюджета будут распределяться как между областями, так и между функциональными территориями одновременно. Из этого следует, что финпотоки в области сохранятся.

Любопытно, что сообщение пресс-службы Минрегиона на эту тему от 10 марта на следующий день исчезло.

Однако текст доступен в кэше Гугл.

Высказывания Алексея Чернышова можно найти в новостных лентах и публикациях интернет-ресурсов. Что же произошло и почему сообщение о такой полезной инициативе было удалено?

Деньги Фонда

Раздел страны на зоны, по мнению Чернышова, даст экономические преимущества жителям разных областей и позволит более эффективно развивать регионы. Впервые области разделят по схожести социально-экономических характеристик и без привязки к установленным границам.

В сообщении Минрегиона от 11 марта о заседании Межведомственной региональной комиссии по вопросам регионального развития также упоминается ГФРР, но в двух аспектах:

- совершенствование законодательства о ГФРР;

- финансирование из ГФРР инфраструктурных проектов и индустриальных парков.

Алексей Чернышов на этом заседании подчеркнул важность административно-территориальной реформы в развитии регионов.

10% мучаются

Реформа децентрализации, которую Евросоюз признал одной из самых успешных в Украине, на самом деле породила немало проблем, отмечают эксперты. Одна из ключевых - новое районирование и приказное, сверху, создание ОТГ. Все это отображается и на финансировании.

После появления ОТГ председатели сельсоветов начали конкурировать за бюджетные средства. Пока конфликты наблюдаются на микроуровне, но что, если делить финансы начнут между областями или крупными территориями?

“Хотят перекроить финансовые потоки и местные элиты вряд ли будут этому рады. Возьмем интересную в финансовом плане Харьковскую область. Условно говоря, ею “рулят” 2-3 семьи. И вдруг укрупняется регион. Конфликт интересов будет”, - предполагает политтехнолог, специалист по управлению репутацией Александр Кондратенко.

При этом эксперт оговаривает - решение еще не принято, документов нет, поэтому сложно судить, в каком виде будет реализована эта реформа. Если зонирование дополнить префектами, которые бы могли регулировать конфликты, возможно, в нем и появится смысл.

Наверху и без синергии

“На выборах ОТГ нарезали, а теперь до 10% громад мучаются, да и власть понимает, что наделала ошибок”, - отмечает первый заместитель руководителя Всеукраинской ассоциации органов местного самоуправления Иван Фурсенко.

Если же рассматривать идею зонирования как попытку исправить эти ошибки, то она вряд ли сработает.

“Я не верю, что вся эта история заработает. Вот те же сельские территории и Минрегион – это разные вещи. У нас есть министр аграрной политики, есть министр экономики, торговли и – сельского хозяйства. И при этом Минрегион будет заниматься развитием сельских территорий? Сложная у них процедура коммуникации внутри правительства. В связи с этим стратегия, написанная Минрегионом, вряд ли будет поддержана иными министерствами. Значит, и работать не будет, потому что не будет синергии”, - предположил эксперт.

Иван Фурсенко считает, что речь здесь идет о самосохранении самих министров: кто покажет картинку лучше, кто активнее, тот и успешнее.

Дело в деньгах

Предложив зонирование, Минрегион нацелен на новые финансовые потоки, полагает независимый эксперт Александр Хмелевский, ведь территории смогут обращаться за деньгами напрямую в Центр и эти средства не будут проходить через местные бюджеты.

Такая версия возможна, если бы не один момент, о котором рассказал Иван Фурсенко. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который действительно меняет специфику финансирования ГФРР.

С одной стороны, базовое местное самоуправление (села, поселки, города) сможет самостоятельно подать документы, чего раньше не было.

С другой - наполнение ГФРР в % от госбюджета.

“К сожалению, все эти планы не реализовываются по одной простой причине - у нас остается субвенция на социально-экономическое развитие территорий, распорядителем которой является Минфин, а членами комиссий – исключительно провластные народные депутаты. Она достаточно большая и соизмерима с ГФРР. Соответственно, как решат депутаты, так и будет”, - отметил Фурсенко.

Интересно, что 12 марта в Киеве состоялся форум председателей ОТГ “Эффективный бюджет”. Обсуждали изменения в работе с местными бюджетами, выступали замглавы ОПУ Кирилл Тимошенко и народный депутат Виталий Безгин. Аудитория - 120 делегатов со всей страны.

Позиция власти такова: вы деньги получили, теперь грамотно распорядитесь ими, чтобы людям были доступны административные и социальные услуги. В связи с этим, зоны от Чернышова выглядят как попытка урегулировать и этот вопрос.

Взять элиты под контроль

Политолог Кирилл Молчанов не исключает, что идея Минрегиона может быть использована для установления контроля над местными элитами.

“Во многих округах партия власти проиграла местные выборы и теперь финансирование можно распределить так, чтобы оно шло, допустим, не в бунтующую область, а в макрорегион, - предполагает эксперт. - Например, разорвать (финпоток) в достаточно интересную в финансовом смысле Харьковскую область”.
Кроме того, это еще и ревизия децентрализации: “Это дальнейшая попытка централизации. Теперь Будут постепенно укрупнять области. Только неофициально, потому что, надо вносить изменения в Конституцию, а через такие программы”, - говорит Молчанов.

Вряд ли местные элиты оставят такой проект без реакции. Причем, по мнения эксперта, возглавить “недовольных” в регионах и на местах может Виталий Кличко как лидер Ассоциации городов Украины. Это произойдет, если проект “10 зон” будет реализован, в чем Кирилл Молчанов, как и другие эксперты, очень сомневаются.

Где зоны, Зин?

Судя по тому, что с сайта Минрегиона исчезла информация о 10 зонах, Алексей Чернышов предпочитает дать этой идее задний ход. Причиной могут быть и индустриальные парки, закон о которых был недавно обновлен Верховной Радой.

Индустриальные парки - это тоже территории, которые могут финансироваться напрямую из бюджета. При этом территориально они могут не совпадать как с границами областей, так и с предполагаемыми зонами от Минрегиона. Территории будут “наслаиваться” одна на другую, возникнет путаница и даже, не исключено, двойное финансирование.

Но сами попытки нарушить границы областей для прямого финансирования показательны. Этот рычаг практически гарантирует лояльность власти на местах в пределах таких территорий и позволит размыть влияние местных элит. Кроме того, после скандала с выделением средств на “Большое строительство” через антиковидный фонд госбюджета-2020 направлять деньги на “БС” в 2021 года и на параллельно стартующую “Большую реставрацию” проблематично. Тем более, как показал 2020 год, центральной власти сложно обеспечить целевое расходование этих средств на местах. При прямом финансировании это было бы намного легче.

Тем временем, ОПУ предпочитает посоветоваться с местными властями насчет бюджетов, опять же, предпочитая диалог с ОТГ выяснению отношений с ОГА.

источник





Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.