Інформація до новини
30-05-2022, 10:00

Как это было в Одессе

Категорія: Новини / Статті


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

 

Ужас Ленина

Одесситы – народ неунывающий. Во все времена и не смотря ни на что они стремились сохранить привычный уклад жизни. Но передряги 1917 года и их сумели выбить из колеи. Да и кто выдержит подобную чехарду?

 Вот только что, в первых числах июля, большевики пытались свергнуть Временное правительство и были объявлены вне закона. А уже в середине того же месяца для подавления «корниловского мятежа» Александр Керенский обращается за помощью не к кому-нибудь другому, а именно к большевикам.

А.Ф.Керенский

 Такая помощь была ему оказана. Но с этих пор Александр Керенский не будет жить спокойно. После успешного подавления восстания авторитет Советов возрос многократно и, кажется, уже никто не помнил, что совсем недавно лидеры большевиков Ленин и Троцкий вынуждены были скрываться от преследования правительства и просили оградить их от преследования.

Наступившая осень не дала передышки, обстановка накалялась все больше. Впереди маячила грозная тень Октябрьского переворота.

 В.И. Ульянов (Ленин)

 Л.Д.Бронштейн (Троцкий)

Парад-алле

Говоря о кронштадтцах, хозяйничавших 3-4 июля 1917 года на улицах Петрограда, газетные репортеры употребляли такие эпитеты, как «разнузданные, дезорганизованные, преступные» и прочее в том же духе. Действительно, разъяренные матросы нагнали на обывателей страху.  Ответственность за пережитый страх, как обычно, сбрасывали на их лидеров.

Корреспондент одесской газеты «Южная мысль» писал в эти дни:

«7 июля состоялось совместное совещание чинов прокурорского надзора с представителями контрразведки, на котором выяснился вопрос о мерах к аресту Ленина. На совещание было решено командировать розыскных агентов в Кронштадт и другие места предполагаемого пребывания Ленина.

6 июля Ленин и Троцкий довели до сведения властей, что они, узнав о постановлении об их аресте, готовы отдаться в руки властей. Троцкий, как передают, к своему заявлению прибавил, что он в момент ареста «не чувствует себя в безопасности и просит оградить себя от возможных насилий».

  – В конце августа, на волне происходящих преобразований, в Одессе прошел парад революционных сил. Мероприятие не вызвало вдохновения у горожан. Напротив, они старались не попадаться под руку возбужденной толпы.   Подробный отчет о событии оставила нам одесская газета «Южная мысль», рассказывает хранитель фондов музея Главного управления Национальной полиции в Одесской области Светлана Кривчук-Новак.

«По разным концам города стройными рядами проходили колонны солдат и рабочих. Развевались сотни знамен с новыми лозунгами и новыми требованиями. Появились черные знамена «одесской группы анархистов». Лозунги на этих знаменах следующие:

«Свобода в безвластии», «С угнетенными против угнетателей», «Беспощадная борьба за мир», «Хлеба, мира и волю народу», «Война войне», «Мир хижинам, война дворцам». Эти черные знамена и вооруженные красногвардейцы создавали особенно мрачный колорит. Публика встречала их недружелюбно и на приветственные крики анархистов отвечала молчанием. Звучали оркестры. В настроении, однако, не замечалось воодушевления, энтузиазма, радости. Публика предпочитала сидеть дома и на улицах была лишь малочисленная толпа. Даже Дерибасовская в этот день поражала своим безлюдьем. К 10 часам утра на Думской площади собрались представители всех советов, городского самоуправления и представители штаба генералы Фелицин, Маркс и другие. Появление генерала Маркса на площади толпа приветствовала криками: «Да здравствует революционный генерал!». На площади в одну линию выстроились представители партийных организаций со своими знаменами. Каждая приветствовала проходивших демонстрантов лозунгами».

А.Керенский на параде

  Удивительная вещь факты. Вот она – картинка парада 1917 года. А вот – и все будущие праздничные советские демонстрации, мало отличающиеся от только что описанного. Практически с теми же плакатами и лозунгами будут двигаться по улицам городов колонны трудящихся от заводов, фабрик и прочих учреждений, приближаясь к святая святых – трибунам, на которых расположились члены правительства и «другие официальные лица». Правда, воодушевление «единого порыва» с годами несколько поутихнет…  

А пока можно констатировать, что наибольшим успехом у толпы пользовались хотя и несколько противоречивые, но главное простые и понятные лозунги большевики. Так, по крайней мере, утверждает корреспондент:

«Здравицы за большевиков встречались восторженными криками, как солдатами, так и рабочими. Среди солдатских плакатов встречались следующие: «Умрем за свободу», «Долой контрреволюцию», «Долой смертную казнь», «Долой корниловцев», «Долой изменников и предателей», «Мы требуем перемирия на всех фронтах», «Смерть капитализму», «Да здравствует интернационал», «Мир хижинам, война – дворцам», «Вся земля трудовому крестьянству». Шествие растянулось на несколько кварталов. К четырем часам Думская площадь опустела», – заключает автор репортажа.

Так логика истории вынесла на гребень волны партию большевиков. И нельзя сказать, что возможность эту никто не предвидел.

Тень Вождя

Еще в июле, в дни «корниловского мятежа», когда все в стране были озабочены грозными событиями и газеты пестрели бесчисленными «мнениями» «за» и «против», когда обсуждали Керенского, войну, министров, коалиционное правительство и прочие животрепещущие вопросы, газета «День» помещает корреспонденцию под названием: «Ленин приближается». Автор статьи выражает глубокую озабоченность по поводу «тревожных симптомов нарастания большевизма в советах депутатов, вызвавших панику в рядах меньшевиков и эсеров, руководивших демократией и теперь готовых идти навстречу поветрию».

«Барометр показывает бурю. Мы идем к гражданской войне. Недаром на горизонте показалась тень Ленина. Корниловская опасность ничто по сравнению с ленинской. В приближении большевистского царства – ужас настоящего положения России. На борьбу с этим ужасом стоит мобилизовать все силы. Предупреждаем демократию, что приближаясь к большевизму, она убивает себя и убивает Россию», – пишет безымянный пророк, возможно и не представляющий себе по-настоящему, насколько он близок к истине.

 Но кто слушает пророков? Тем более, что тяжелая машина истории уже достаточно разогналась, для того, чтобы смести любого, кто попался бы ей на пути.

 Всего через несколько месяцев совершится Октябрьский переворот, а Учредительное собрание, призванное наконец-то решить судьбу России так, как было обещано народу в дни отречения Романовых – парламентским путем – просуществует всего сутки.

Газета «Дело народа» от 31 октября 1917 г. (ст.ст) публикует статью «Вопросы Ленину (Ульянову):

«Господин Ульянов! Вами подписано постановление о созыве в назначенный срок Учредительного собрания. В нем все граждане приглашаются напрячь все усилия для свободных и правильных выборов, которые должны произойти 12 ноября. В то же время г. Подвойский объявил Петроград и его округ на осадном положении и запретил всякие митинги и собрания. В то же время в Петрограде закрыты вами почти все газеты, захвачены типографии, введена цензура, производятся незаконные аресты граждан. Свободный русский народ, ценою крови завоевавший себе драгоценные права – свободу слова, печати, собраний и личности, насильственно лишен вами этих прав. Именем революции и интересов народа мы задаем вам вопрос: совместимы ли проводимые вами насилия над свободой слова, печати, собраний и личности со свободой и правильностью выборов в Учредительное собрание, о котором вы говорите в вашем постановлении? По какому праву вы, именующий себя социалистом, нарушили закон о выборах в Учредительное собрание, выработанный еще буржуазным министрам? Наконец, не думаете ли вы, что проводимая вами система террора сделала вообще невозможными выборы? В случае вашего уклонения от ответа, мы оставляем за собой право объявить весь «Совет народных комиссаров», председателем коего вы являетесь– организацией срыва Учредительного собрания».

«А хорошая мысль!», – возможно тогда подумалось Ульянову-Ленину.

Ну, а если без шуток, то, конечно, судьба Учредительного собрания была предрешена, срыв его согласован в партийных рядах и проведен так, как и планировалась. Разве что знаменитая фраза, произнесенная начальником караула Таврического дворца матросом Железняком о том, что «караул устал», придала совершенному событию особый колорит. Говорят, Ленин очень долго смеялся, когда ему доложили об обстоятельствах дела.

 Что же, он праздновал победу. Революция, «о которой так долго говорили большевики», свершилась.

 

Фото и документы предоставлены музеем Главного управления Национальной полиции в Одесской области.

 

 

 

 

 




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.