Лишь через 60 лет начинает приходить понимание истиной роли медиа.
Еще в 1960-е Маршалл Маклюэн подробно описал, как электронные медиа влияют на все аспекты нашей культуры и психики.
Медиа – это не просто носитель информации и даже не среда обитание людей. Медиа – это внешнее расширение человека.
Но медиа – еще и самый мощный из всех инструментов, придуманных человечеством за всю историю цивилизации. Мощнее водородной бомбы. Ибо последняя способна лишь уничтожить людей и созданную ими цивилизацию. А медиа способны изменить и то, и другое. Как выразился друг и коллега Маклюэна, отец Джон Калкин (проф. коммуникаций Фордхэмского университета в Нью-Йорке, - «мы формируем наши инструменты, а затем они формируют нас».
60 лет ошибочно считалось, что знаменитая фраза Маршалла Маклюэна «the medium is the message» лишь означает, что смысл сообщения определяется не только и не столько содержанием, сколько формой. Другими словами, - что выбор средства информации влияет на смысл этой самой информации.
И лишь во 2-м десятилетии 21 века люди начали понимать, что значение медиа для культуры цивилизации и психики носителей этой культуры более фундаментально.
Ибо медиа определяет способ думания людей - общие правила, по которым в сознании людей создается и потребляется информация, потоки которой, курсируя по разнообразным социо-когнитивным сетям, формируют и изменяют отдельных людей и все общество.
Следствием кардинального изменения медиа среды человечества в результате 2-й НТР (тотальная оцифровка информации и её перетекание в Интернет, а в ближайшие годы и в Метаверс) стала смена культурного движка земной цивилизации;
• на смену аналоговых (символических) гипер-сетей, лежащих в основе культуры обмена мыслями (по определению Мерлина Дональда)
• пришли социо-когнитивные сети алгокогнитивной культуры - гибридные (материально-нематериальные) цифровые гипер-сети, агентами которых, помимо людей, становятся алгоритмы (1).
Что в результате этого получается с человеком и обществом, я писал уже не раз в цикле постов об алгокогнитивной культуре. И конечно же, я далеко не первый, пишущий на эту тему. Об этом прекрасно писали:
• Нил Постман в книге «Развлекаемся до смерти: общественный дискурс в эпоху шоу-бизнеса»
• Николас Дж. Карр в книге «Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами»
• А Джонатан Хайдт только об этом и пишет уже почти 10 лет (2)
Но к сожалению, до последнего времени общество не очень прислушивалось к подобным высказываниям, относя их в разряд алармизма.
И вот, похоже, что-то меняется.
Прекрасное эссе Эзры Кляйн в NYT (3) и его превосходный разбор в блоге Дерика Боундс (4) анализируют и резюмируют основные мысли всех названных визионеров.
• Представления, что медиа нейтральны, а контент – король, ошибочно.
• Медиа меняет способ работы мозга людей:
устная культура учила людей думать одним образом; письменная— другим; телевидение превратило все в развлечение; соцсети научили нас думать, став частью толпы, а поисковики и рекомендательные сервисы настраивают наши желания под предпочтения толпы.
• Тип медиа меняет настройку паттернов внимания и степень их «заразности»
• Социальные сети вредны для подростков (нет никаких настроек или архитектурных изменений соцсетей, которые бы сделали хорошей практикой для девочек-подростков в период полового созревания публиковать свои фото для публичной оценки незнакомцами)
• А твиттер вреден для взрослых (приучая оперировать идеями без контекста и мерить их успех силой реакции).
Всё это не аргументы против технологий. Это аргументы в пользу того, чтобы относиться к технологиям настолько серьезно, насколько они того заслуживают. Ибо «мы формируем наши инструменты, а затем они формируют нас».
#АлгокогнитивнаяКультура