Завтра 13 ноября в 15:00 Одесский музей западного и восточного искусства открывает выставку карикатур испанского живописца и гравера Антонио Пуйоля.
«Абель» Антонио Пужоль (Пуйоль)Хименес (род. 13 апреля 1913 г. - умер 22 сентября 1995 г. в Мехико) - сын испанского эмигранта, мелкого землевладельца по имени Антонио Пужоль Марторелль, родом из Андрача (место в западной части острова Мальорка) и мексиканки Долорес Хименес. В 1929 г. он отправился в Мехико, где получил образование художника в Академии Сан Карлос. В 1933 г. стал членом недавно основанной Лиги революционных писателей и художников Мексики вместе с Пабло О´Хиггинс, Мигель Тсаб, Марион и Грэйс Гринвуд. Свои первые фрески он создал на рынке Абелардо Родригеса в Мехико. После того, как он участвовал в I конгрессе американских художников против войны и фашизма в Нью-Йорке, 1936 г., вместе с Давидом Альфаро Сикейросом, Луисом Ареналем и боливийцем Роберто Бердесио, некоторое время они жили в Америке и организовали там экспериментальную художественную мастерскую.
Гражданская война в Испании 1936-1939гг. вызвала активную пропагандистскую войну, как в Европе, так и самой стране. Карикатура военных лет была одним из самых мощных в арсенале испанского искусства. Цикл авторских литографий был создан А. Пужолем в 1937 г. в Мадриде и посвящен памяти брата Мигеля, замученного фашистами. Его литографии выпускались в виде отдельных листов большого формата (68х50см) на плотной бумаге и выставлялись в витринах как своего рода политические плакаты. Пужоль – квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой рисунок, направленный против Испании Франко и буржуазии. Он создает политическую мифологию. Его композиции просты: они состоят из одной фигуры взятой крупным планом. Это гротескные образы сил зла. «Слухи» - фашист-доносчикпредстает в виде крылатого гомункула с непомерно большой головой и множеством ртов, нашептывающих во все окна многоэтажек. «Шпион» - этовредоносный гомункул с ушами-локаторами и антенной на голове. Пужоль всегда исходит из белого фона и контрастной черной фигуры, отсылающих нас к испанской традиции, к чудищам старой Испании: таков кот-дракон с огромной пастью и длинным языком -«Распускающий слухи». Чтобы создать образ чудовища, пребывающего внутри преступной власти, Пужоль обращается к испанской традиции, продолжая развивать, созданное Кеведо, Грасьяном, Гойей. Так фигура «Туриста», представленного среди пожарищ войны с закрытыми глазами, закупоренными пробками ушами и ртом на замке перекликается с офортом Франсиско Гойи из серии «Капричос» - «Сурки» - те, кто ничего не слышит, ничего не видит, ничего не делает, ничего не знает.Как отмечает исследователь политической мифологии Т.Евгеньева, «в период экономических кризисов, войн и революций - это, как правило, время небывалого взлета архаических по своей природе образов, которые выстраиваются в систему образов-символов, как устойчивые элементы коллективного бессознательного - архетипы. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество А.Пужоля. Буржуа – главный объект его сатиры. Пужоль исследует психологию буржуа, его привычки, его мысли, раскрывает его самодовольство и ограниченность. «Накопивший» - зловещий огромный монстр, держащий двумя когтистыми руками огромный мешок. Для Пужоля «Дядюшка Сэм» - объект презрения и насмешек. Гротескный образ часто вызывает не смех, а чувство отвращения, негодования, презрения.
Художник открыл для себя и выдающуюся графику Домье, сатирически изображавшего нравы царствования Луи-Филиппа.Он унаследовал от Домье откровенную и мощную манеру рисования и добавил от себя ярко выраженное стремление к деформациям, насыщенный черный цвет, образуемый штриховкой, парадоксальное соединение реального и ирреального. Свойства его аллегорических фигур настолько противоречивы и разнородны, что воссоздать по отдельным штрихам законченный портрет невозможно.
Через эти рисунки проходят и защитники новой Испании ополченец, рабочий, крестьянин, шахтер. Когда у Пужоля закипает кровь, сильно бьется сердце, он слышит соловьев, поющих на заре Испании, и он рисует эти ноги и эти туловища, наполненные решимостью, и эти трудящиеся руки, огромные, могучие, монументальные.