Закон стоимости не для них
При любой общественной формации действуют экономические законы. Закон стоимости регулирует цену на товары даже в хаотическом обществе. Это аксиома как для любого предпринимателя-кустаря, так и для крупного бизнесмена. А стоимость их товара зависит от спроса и предложения. Чем больше товара на рынке, а покупательная способность ниже, тем ниже должна быть его стоимость. В противном случае товар останется невостребованным, и его производитель окажется банкротом или войдет в фазу кризиса.
Однако в капиталистическом обществе, тем более в олигархическом, как в Украине, нередким бывает монополистический сговор на установление высокой цены на товар для того, чтобы получить сверхприбыль. Что и наблюдается в наше время на украинском рынке. Далеко за примером не приходится ходить, достаточно заглянуть в супермаркеты и обратить внимание на цены. Почти во всех торговых центрах они необоснованно высокие. Причем, цены по величине почти не отличаются друг от друга в любое время года. В нормальных условиях, да еще при конкуренции, такого быть не должно. Ведь каждый торговый монополист, как правило, закупает продукты питания у розничных оптовиков. В нормальных условиях стоимость продовольственных товаров должна быть разной, в зависимости от владельца магазина, и она колеблется даже по дням и часам. А в Украине все наоборот – а это и есть признаки сговора.
Достаточно зайти на рынки, и там тоже цены на продукты почти не отличаются у разных продавцов. Я как-то спросил одного крестьянина, выгодно ли ему везти мясо в город, не лучше ли было дома продать его оптовым закупщикам? Он рассказал, что один раз попробовал продать мясо своего бычка самостоятельно на «Привозе», установив цену ниже, чем в среднем на рынке. К нему сразу же подошли молодчики и предупредили: «не будь белой вороной, а то мясо у тебя может запахнуть дизтопливом». Пришлось подчиниться, чтобы продать оставшееся мясо. Кроме того, торговцу из села нужно заплатить за проживание в Одессе, плюс оплатить торговое место за 150 гривен. В общем, лишние сутки пребывания в городе обходятся около 500 гривен.
В этой связи возникает вопрос: почему в правовом государстве Украина не действуют антимонопольные законы? Да потому, что антимонопольный комитет Украины или свыкся с тем, что монополисты рынка сами решают, по какой цене реализовать товар в розничной сети, или тоже в этом имеют свой интерес…
Одесситы, как и все украинцы, помнят февраль нынешнего года, когда за несколько дней цены на сахар, крупы, муку и многие другие продукты резко повысились в цене. И это при том, что Украина собрала самый высокий урожай зерновых, масличных и других культур. А на складах сберегалось более 2-х миллионов тонн сахара. В таких условиях не было никакого основания повышать цены. Но в стране был пущен слух, что планируется резкое повышение цен, и многих продуктов не будет в продаже. Так был создан продовольственный ажиотаж. Многие люди брали продукты прозапас, которые затем стали портиться. Зато торговые монополисты в это время на повышении цены до 60% смогли получить сверхприбыль.
Бесконтрольность – путь к наживе
А где же был наш «боевой» Антимонопольный комитет? А там все выжидали, пока возмущение народа докатилось до правительства, и тогда было дано задание комитету– проверить положение цен в супермаркетах. Проверка и показала, что в системе супермаркетов налицо монопольный сговор. Было выявлено, что этот сговор действовал на протяжении 5-6 лет. Установив такой факт, Антимонопольный комитет, за нарушение ценовой политики оштрафовал 18 крупных супермаркетов на 203 миллиона 16 тысяч гривен. Наказание мизерное. По правилам необходимо штрафовать на общую сумму в 10% от полученного дохода. В таком случае сумма штрафа выросла бы, как минимум, до 20 миллиардов.
Откуда у супермаркетов такие колоссальные доходы? А это мы им создаем прибыль, покупая товары по завышенной цене. По правилам, торговая наценка на товар не должна превышать 15-20%, а фактически в торговых сетях она превышает 45%. Естественно, в таком картельном сговоре о цене и о конкуренции не может идти речь.
Как сообщил председатель Антимонопольного комитета Украины Николай Бараш, ему известен случай, когда магазин самолично решил снизить цену на муку, чтобы быстрее реализовать ее. Но базы, от торгового картеля, заставили его вернуть старую цену. Пришлось подчиниться. Установлено, что в этом торговом картеле для каждой торговой сети отведена своя ценовая ниша, и снижать цены они могут не на проценты, а на копейку!
Дополнительные услуги торговые сети тоже навязывают поставщикам
Торговая сеть большую часть товаров получает не от производителей, а через поставщиков. Это первое звено (после производителя) в ценообразовании, так как поставщику тоже за счет чего-то надо жить, вот он и вносит все свои затраты в стоимость поставляемого товара. Далее торговые сети самостоятельно навязывают дополнительные услуги, которые также включают в стоимость товара. А это значит, что все эти затраты погашаем мы, покупатели. Антимонопольный комитет Украины установил, что рентабельность всех дополнительных услуг поставщиками достигает 600%. Кроме того, установлено, что только в 2012 году дополнительные ресурсы, при отсутствии конкуренции в торговой сети, составили 19 миллиардов гривен, что равно более 1% ВВП Украины. А за три года этот показатель достиг 50-60 миллиардов гривен. Вот почему товар дорожает, магнаты – богатеют, а покупатели – беднеют.
Надо учитывать, что приобретая в магазинах самые необходимые продукты питания: хлеб, молоко, мясо, овощи и другое, вы, как минимум, на 30% переплачиваете от реальной стоимости товара. Естественно, возникает вопрос: почему торговые сети так безжалостно обворовывают обедневших сограждан? Да потому, что они знают – государству практически безразлично, по какой цене реализуют продукты питания. А если какой-то чиновник рискнет проверить торговую сеть, то низкооплачиваемого госслужащего легко совратить подачкой.
Иначе, чем можно объяснить то, что за последние годы в Одесской области Антимонопольный комитет ни единого раза не разоблачил и не наказал тех, кто злоупотребляет высокими ценами.
У нас в Одессе, как на Шипке, все спокойно. И эту спокойную жизнь торговым акулам создает Одесский АМК. Это при его безмолвном покровительстве цены на продукты питания в супермаркетах постоянно повышаются. Например, хлеб. По какой причине булка «похудевшая» на 100-200 граммов даже социального хлеба в этом году подорожала на 1,5-2 гривны? Раньше мы брали ее весом один килограмм, а теперь она весит всего 800-850 граммов и стоит 8 гривен. Изменился и объем расфасовки молочных продуктов. Сделано это специально, чтобы притупить нашу бдительность, и мы не обращали бы внимания на цену.
Одесская область является аграрной. Но даже при высоких урожаях за килограмм арбуза мы платили 3,5 гривны. Это касается всех видов овощей и фруктов. Поэтому для многих нынче даже приготовить борщ стало роскошью.
Аналогичная ситуация и с лекарствами. Фармацевты просто жируют за счет больных, особенно хронических. Во всем мире именно хронические больные пользуются льготами при покупке лекарств. А у нас, наоборот: на них и зарабатывают, так как уверены: им деваться некуда, будут покупать.
Чиновники хорошо знают о грабительских ценах на лекарства, но почему то не контролируют аптеки.
Аграрный сектор – стержень экономики
Сельское хозяйство – всегда самая стабильная отрасль. В годы советской власти сельское хозяйство страны составляло 26% ВВП, а в настоящее время всего 9,5-9,8%. В те годы Украина производила более 50 миллионов тонн зерна, 6,5 млн. тонн мяса, 24,5 млн. тонн молока, 6 млн. тонн сахара. Рентабельность аграрного сектора превышала 40%, а сейчас в среднем 2%. Годовое производство мяса снизилось до 2,4 млн. тонн, молока – до 11 млн.
Снижение производства продукции животноводства происходит на фоне сокращения поголовья скота. По сравнению с 1990 годом поголовье скота уменьшилось в 3-4 раза. А поголовье коров сократилось с 8,7 до 2,4 миллиона голов, из которых 77% содержится на подворьях населения. В связи с низкими закупочными ценами на молоко, населению
невыгодно содержать коров, и они вынуждены вырезать кормилицу семьи.
Если и в дальнейшем аграрный сектор будет снижаться, то Украина никогда не сможет наращивать поступления средств в бюджет за счет села и все больше будет взваливать на себя груз валютных кредитов, за которые и наши правнуки не смогут рассчитаться. Мы уже на последних местах в Европе по доходам на душу населения. В мире считается, если дневной доход на одного человека составляет 5 долларов на человека, такая страна относится к разряду бедных.
Правда, недавно премьер-министр Украины Арсений Яценюк с большой помпой сообщил, что в стране бюджет вырос на 47 миллиардов гривен. Откуда бы это? Оказывается, за счет экспорта. Он хотя и в небольших объемах, но продолжается. Так вот, мы продали товар, выручили в долларах. Пересчитали выручку в гривнах. Раньше доллар равнялся 8 гривнам, а теперь – 24. В перерасчете Украина будто бы оказалась с доходом, хотя и с мнимым.
В стране из-за спада производства во всех отраслях, уже насчитывается 11,5% безработных, в том числе молодежи 25%. Ко всему, растут цены на промышленные товары и продукты питания, плюс непосильные коммунальные услуги.
Промышленность почти полностью разорена. На селе лишь у 60% фермеров есть трактор, у 39% – автомашина и у 28% – сеялка. Многие годы в почву не вносятся органические удобрения, нарушаются севообороты. Почва теряет гумус, снижается плодородие. При таком ведении хозяйства недалеко до того, что наши, знаменитые на весь мир черноземы могут превратиться в пустыню. Украина из экспортирующей страны, превращается в импортирующую даже продукты питания. Мы вывозим сырье в виде зерна, леса-кругляка и руды, а ввозим макаронные и другие мучные изделия, овощи и фрукты, мебель. Украина все нагляднее становится мировым сырьевым придатком.