Народный депутат Украины Сергей Кивалов направил депутатский запрос на имя Премьер-министра Украины о необходимости срочно пересмотреть норму прожиточного минимума для населения в 2016 году, а также основную составляющую при формировании такого минимума – конкретные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, из которых он складывается. Оказывается, список не пересматривался в Украине на протяжении последних почти 16 лет! Постановление Кабинета Министров Украины (№ 656), которым утверждается состав потребительской корзины, датировано еще 2000 годом, в то время как закон требует его пересмотра минимум каждые пять лет.
Народный депутат поднимает очень важный вопрос, который, по мнению многих авторитетных экономистов, имеет первостепенное значение в возрождении украинской экономики и повышении уровня жизни населения нашей страны.
Зарплата, это ставшее бытовым и кажущееся простым понятие, в действительности очень ёмкая экономическая категория, которая имеет много функций: она обеспечивает средства к жизни наемным работникам, членам их семей и пенсионерам, является стимулом к труду, показателем социальной справедливости, наконец, формирует платежеспособность населения. От выполнения всех функций зарплаты зависит очень многое: уровень жизни,внедрение достижений научно-технического процесса, эффективность всего народнохозяйственного комплекса, экономическая безопасность в целом.
При выборе способа оплаты труда используют два подхода, один из которых основан на определении прожиточного минимума, другой – на формировании социальной зарплаты.
Концепция прожиточного минимума исходит из того, что зарплата необходима для воспроизводства рабочей силы, это денежное выражение прожиточного минимума, который надо все время анализировать и корректировать. Зарплата как отражение прожиточного минимума фактически означает монопольный контроль со стороны государства в отношении к зарплате.
В концепции социальной зарплаты она состоит из двух вкладов, один из которых определяется прожиточным минимумом, другой– представляет социальную надбавку. При таком подходе прожиточный минимум – это всего лишь нижний предел зарплаты. Здесь стоимость труда определяется всеми социальными условиями, а не только прожиточным минимумом. Опыт передовых стран показывает, что движущей силой экономического прогресса является не общая величина зарплаты и не величина прожиточного минимума, а именно социальная надбавка. Она приводит к таким последствиям для производства в целом, которые не только не ведут к понижению имеющейся высокой зарплаты, а, наоборот, стимулируют её повышение до ещё более высокого уровня. Это значит, что повышение в зарплате доли социальной надбавки есть необходимая предпосылка для перехода к более развитым формам производства, к ускорению накопления и увеличению прибыли. Социальная зарплата – один из главных факторов, который способен эффективно воздействовать на формирование рыночных отношений.
Машины, техника, технология, новая организация, экономящие труд, постоянно находятся в соперничестве между собой, так как прогресс обеспечивается только тогда, когда поднимается стоимость труда, выражающаяся в росте заработной платы. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что каждый раз страной, способной использовать в полной мере достоинства рыночной экономики, оказывалась страна с более высокой заработной платой. Феномен Америки, Японии и других стран в этом и состоит. Например, уровень зарплаты в Америке в начале XIX века был в 2 раза выше, чем в Англии, к середине XIX века - в 2,1-3 раза, а в середине XX века - почти в 3,3 раза выше. При этом доля прожиточного минимума в структуре заработной платы была значительно ниже, чем в структуре заработной платы английского рабочего.
Социальная надбавка сверх прожиточного минимума в структуре заработной платы рабочего Америки и сегодня весьма высока. Это обеспечивало и обеспечивает лидерство Америки на протяжении более 150 лет в научно-техническом прогрессе. В настоящее время в экономически развитых странах, которые пошли по этому пути в политике оплаты труда, прожиточный минимум в структуре заработной платы в среднем составляет всего 15-20%. Именно это и обеспечивает высокую эффективность экономики. Сравнительно низкий уровень заработной платы ослабляет стимулы к применению новшеств, экономящих труд, и наоборот, при наличии высокого уровня заработной платы каждое усовершенствование даст большую выгоду.
Если обозреть политику по зарплате в Украине, то она практически всегда ориентировалась на минимальные зарплату и прожиточный минимум и забывала о социальной надбавке, что не способствует экономическому прогрессу.
Интересно сравнить отечественные уровни зарплаты с оплатой труда в других странах. Минимальная зарплата в Украине с 1.05.2016 составляет 1450 гр. Минимальная зарплата в США начисляется в соответствии с минимальной почасовой ставкой. Минимальная зарплата в час составляет около 2-3 долл. (в Украине - 8,69 гр.), среднестатистический работник получает примерно 25 долларов в час.
Средняя зарплата в США позволяет иметь человеку жилье, автомобиль, содержать семью и оплачивать ежемесячные счета. В соседней с нами Польше минимальная зарплата составляет 1500 злотых (362 евро). Средняя зарплата находится на уровне 3600 злотых (868 евро).
Пересмотр состава минимальной потребительской корзины (под контролем общественности), повышение уровня минимальной заработной платы и переход к социальным надбавкам на базе развивающегося производства – вот путь к возрождению экономики Украины.