Если текущая ситуация развития экономики, с ростом или стагнацией ВВП в 1%, как говорят прогнозы МВФ, сохранится – страна распадется. Если будет верен оптимистический прогноз нынешнего правительства, это 3-4% роста – мы дойдем до уровня, который был при Януковиче, максимум через 15 лет. Если мы проведем реформы, о которых идет речь, то Украина, как и Китай и Турция в свое время, минимум в течение 10 лет будет иметь двузначные цифры роста. Через 20 лет страна войдет в двадцатку ведущих экономик мира. Об этом заявил бывший одесский губернатор Михаил Саакашвили. По его мнению, ключевые реформы – отмена 80% регуляции, двукратное сокращение госаппарата, снижение налога минимум на 50%, приватизация госпредприятий и создание настоящего рынка земли – прозрачного, но с ограничением на владение землей со стороны олигархов и латифундистов.
Украина слишком зависела от индустриального востока, и эта зависимость привела ко многим негативным результатам, в том числе, зависимости от государственных субсидий, манипуляций с ценой на российский газ, масштабной олигархизации и коррупции в Украине. В теперешнем мире работают другие факторы – логистика, туризм, бренд, всегда очень важно сельское хозяйство. Они меньше зависят от флуктуации цен на сталь или другие природные ресурсы. В этом смысле Украина спокойно может диверсифицироваться. Например, юг страны, где я работал – там есть отличный торговый потенциал, хорошая кухня. Куда идет инвестор? Туда, где есть хорошая кухня. Это значит не меньше, чем индустриализация и природное богатство. У Украины множество очагов, откуда может произойти рост экономики – правительству нужно смотреть шире.
Снизить налоги на 60%, отменить 80% всех регуляций и полностью приватизировать госпредприятия, вместе с рынком земли – и все это по единым для всех правилам. Вот, что необходимо малому и среднему бизнесу. Называть олигархов бизнесменами у меня язык не поворачивается. По природе своей, они – явление антибизнесовое. А бизнесменов настоящих нужно защищать через прозрачные правила, низкие налоги и отсутствие регуляции. Государственный сектор должен быть маленьким, как и весь аппарат. Новая власть это сделает максимум в течение двух месяцев. Правительство, которое не провело реформ в течение двух месяцев, никогда их не проведет. Нынешнему Кабмину я готов был дать шанс – три, четыре, пять месяцев. Когда я понял, что все уже – изменений нет, я решил сам взяться за это дело.