Миллионные зарплаты во время войны
С 1 апреля около 2000 сотрудников Одесского припортового завода по итогам работы за март отправили в отпуска. Но при этом руководство предприятия решило не мелочиться – выписали себе зарплаты и премии на 7 078 289 грн.
И. о. директор предприятия Виталий Деркаченко получил 754 011 грн; финдиректор Максим Зубарев – 2 022 311 грн; директор управления рисками Александр Сумцов – 2 001 557 грн. Не забыли себя премировать: Деркаченко – на 366 403 грн; Зубарев – на 965 359 грн; Сумцов – на 968 648 грн. В общей сложности – 7 078 289 грн.
При этом в начале апреля мэр города Южный Владимир Новацкий сообщил, что Одесский припортовый завод – крупнейшее химическое предприятие Украины – из-за войны попал под консервацию. Почти все работники отправлены в бессрочные отпуска. На территории остаются только сотрудники, обеспечивающие охрану завода, и определенные системы инфраструктуры.
Собственно, как только стало известно о миллионных зарплатах менеджмента в условиях военного времени, последовала реакция наблюдательного совета АО “ОПЗ”, для которых это стало сюрпризом. Об этом они узнали из средств массовой информации. Как оказалось, ни наблюдательный совет в целом, ни его комитеты не согласовывали и не рассматривали такое решение, поэтому за него несут персональную ответственность соответствующие должностные лица общества.
“Именно поэтому на внеочередном заседании наблюдательный совет принял решение – отстранить от выполнения служебных обязанностей и. о. председателя правления и двух членов правления, которым такие выплаты были осуществлены. Мы призываем должностных лиц, фактически получивших средства, немедленно вернуть их компании”, – сказано в решении набсовета АО “ОПЗ”.
Не успели улечься страсти по ОПЗ, как снова появилась информация о том, что 12 человек из числа руководства ГП “Международный аэропорт Борисполь” выписали себе полную зарплату в размере 200 000-300 000 грн, в то время как коллектив отправили на простой. Об этом анонимно написала член профсоюза аэропорта и поинтересовалась, можно ли разобраться с этим вопросом. Vesti.ua отправили запрос в ГП “Международный аэропорт Борисполь”. В ответе сказано, что руководство продолжает поддерживать аэропорт в рабочем состоянии, постоянно принимает меры по технологическому сохранению объектов инфраструктуры аэропорта для недопущения возможных техногенных аварий и чрезвычайных происшествий, а также полностью обеспечивает административную, учетную и хозяйственную деятельность предприятия. ГП “Международный аэропорт Борисполь” продолжает выплату налогов в государственный бюджет Украины, регулярно помогает Вооруженным силам Украины и территориальной обороны имеющимися у предприятия средствами.
А 24 февраля 2022 года ГП “Международный аэропорт Борисполь” почти полностью прекратило операционную деятельность и услуги. Вместе с тем аэропорт продолжает получать часть доходов от услуг, предоставление которых возможно в условиях военного положения. Предприятие направляет полученные доходы и денежные накопления в первую очередь на обеспечение финансовой поддержки своих работников, для большинства из которых заработная плата является единственным источником поступления средств в эти трудные для всей страны времена.
Но, как сообщили в пресс-службе аэропорта, с 24 февраля 2022 года объявлен простой. “На время простоя сохраняются за сотрудниками рабочие места и производится оплата труда из расчета 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) в соответствии с действующим законодательством. Работникам, которые продолжают выполнять свои функциональные обязанности и обеспечены необходимым объемом работ, оплата труда производится согласно штатному расписанию и коллективному договору”, – отметили в пресс-службе, подчеркнув, что в неоплачиваемый отпуск никого не отправляли.
Но при этом в простое, с оплатой 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), находятся 3150 сотрудников предприятия. Полную оплату труда, согласно штатному расписанию, коллективному договору и Кодексу законов о труде Украины, получают 418 работников. Количество мобилизованных сотрудников (в том числе тех, кто в территориальной обороне) с сохранением места работы и средней заработной платы составляет 336 человек.
Но о зарплате руководства в то же время тактично промолчали. Собственно, как сказано, она выплачивается в “полном объеме согласно штатному расписанию”.
Планировали урезать аппетиты – не успели
Как бы большими зарплатами и премиями самим себе за отличную работу украинцы не удивлялись еще до войны. Хотя именно в начале февраля в Раде был зарегистрирован законопроект №6497, который должен был ограничить максимальный уровень зарплат для тех, кто получал зарплаты за счет средств государственного или местного бюджетов. Максимальную планку предлагают установить на уровне 10 минимальных з/п, то есть 65 тыс. грн. Это уже с учетом всех премий, надбавок и поощрительных выплат.
Для работников государственных и коммунальных предприятий планировалась такая же максимальная зарплата, но с возможной доплатой в пределах 20% от прибыли, перечисленной в госбюджет.
“В Украине сложилась абсурдная ситуация с оплатой труда руководителей государственных монополий, руководства и чиновников центральных и местных органов исполнительной власти. Соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в одном учреждении достигает 400 раз. Руководители государственных органов получают заработные платы даже значительно большие, чем на аналогичных должностях в ЕС”, – говорилось в пояснительной записке. Но воплотить это в жизнь помешала война. Хотя, скажем, председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко почти уложился в 65 тыс. грн – за март этого года он получил 70 354 грн зарплаты.
Проблема в том, что военное положение ни коим образом не влияет на механизм регулирования зарплат в госсекторе, подчеркивает аналитик Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. Наблюдательные советы согласовывают зарплаты руководящего состава, которые им выплачиваются. Почему это происходит сейчас, в военное время, этим должен заняться Кабмин.
“За деятельность государственных предприятий отвечает Кабинет министров. Но конкретные решения по выплатам решает набсовет. Премии выписываются на основании конкретных успехов. У топ-менеджера есть контракт, где четко прописано, за что он получает премию – если он выполнил прописанные в контракте пункты. Но если предприятие не работало, если оно несет убытки, то тут возникают вопросы: за что начисляют премии и прочие надбавки”, – отмечает Олег Пендзин.