27 августа Кабмин своим постановлением урегулировал процедуру пересечения границы членами морских экипажей. Им разрешили выезжать из страны, получив разрешение в военкомате.
Напомним, что после объявления военного положения и мобилизации морякам, как и всем другим мужчинам призывного возраста (от 18 до 60 лет) запрещено покидать страну. В итоге, они не могли выехать за границу для работы на судах, теряли контракты и сидели дома без работы.
Тема обсуждалась давно, проекты на эту тему выносились на Кабмин уже несколько раз, но правительство их заворачивало. Что только подогревало протестные настроения в среде моряков.
В середине августа прошло совещание с участием представителей Мининфраструктуры, Минобороны, Генштаба, Минэкономики и народных депутатов, на котором, как отметил один из нардепов, присутствующих на мероприятии, "нашли полностью компромиссное решение". И в этот раз с принятием постановления заминки уже не было.
Правда, сами моряки опасаются, что теперь могут возникнуть проблемы в военкоматах, куда они должны прийти за разрешением на выезд - вместо разрешения могут вручить повестку и мобилизовать, либо начнут вымогать деньги за выдачу документа.
Как украинские моряки будут выезжать за границу, разбиралась "Страна".
Заграничный рейс
В постановлении Кабмина прописана возможность выезда нескольких категорий моряков:
- тех, что следует на работу на морских судах по контрактам,
- для экипажей судов, которые выходят или заходят в украинские порты (видимо для экипажей кораблей, задействованных в зерновой сделке - другие в Украину не заходят и не выходят),
- курсантам - для прохождения практической подготовки на суднах.
Прописано несколько требований для каждой из категорий.
Для курсантов (студентов):
- обязаны предъявить на границе свидетельство личности моряка
- Справку из учебного заведения о направлении на прохождение практической подготовки на судне
- Военно-учетные документы с соответствующими отметками территориального центра комплектации.
При этом студенты должны лично в семидневный срок сообщить в органы комплектации (военкоматы) о планируемом выезде и получить разрешение от руководителя территориального центра комплектации.
Отметим, что по курсантам морских училищ и вузов требования практически такие же, как и для студентов иностранных университетов, которые вроде тоже выездные. Но на практике выехать получается далеко не всегда.
Для лиц, которые следуют для работы на суднах в составе экипажей суден, осуществляющих рейсы в/из морских портов Украины:
- удостоверение личности моряка
- судновую роль (список лиц экипажа судна — crew list)
- подтверждение от центрального органа исполнительной власти , реализующего государственную политику в сфере морского транспорта про получение копий образовательных и квалификационных документов.
То есть, как видно, этой категории (тут, скорее всего, подразумевают моряков, задействованных в зерновом коридоре) не нужно получать "добро" на выезд от военкоматов.
Для других лиц, следующих для работы на морских суднах в составе экипажей:
- удостоверение личности моряка
- подтверждение копий образовательных и квалификационных документов
- действующий срочный трудовой договор о работе на морском судне, судне внутреннего плавания или письмо от судовладельца, оператора судна о намерении подписать контракт с гражданином Украины
- военно-учетные документы с соответствующими отметками от территориального центра комплектации.
Также они должны будут получить разрешение на выезд от военкомата.
Как видим, для моряков, которые будут ехать на работу за границу, требования самые жесткие.
Причем, как говорит глава адвокатского объединения "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец, есть не совсем понятные нюансы. Скажем, по трудовому договору - нужны ли еще какие-то подтверждения работы моряка на конкретном судне (скажем, список экипажа с его фамилией) или достаточно просто копии контракта.
"Это открывает возможности для широкой интерпретации норм постановления пограничниками. И позволяет им регулировать пересечение границы моряками в ручном режиме. Как это делается, к примеру, в случае со студентами иностранных вузов. Когда в качестве подтверждения обучения от первокурсников требуют студенческий билет, хотя его еще не выдали - люди только едут на учебу. При этом справка из вуза о зачислении почему-то вызывает у пограничников недоверие. В итоге, многих студентов заворачивают. Боюсь, с моряки могут пойти по той же схеме", - говорит Кравец.
Требования по заграничному контракту от Кабмина следующие: дата окончания последнего контракта не должна превышать год (судя по всему, таким образом пытаются перестраховаться от схемы "Моряк" - когда за границу поедут те, кто, если и работал в отрасли, то давно, и уже, по сути, выпал из профессии). Время пребывания в Украине при этом должно быть не меньше чем 5 месяцев от даты окончания последнего трудового контракта (то есть выпустят тех, кто сидит без работы давно).
"Выехать смогут не все"
В пояснительной записке к проекту постановления указано, что Украина является одним из мировых лидеров по количеству высококвалифицированных моряков. В международном судоходстве работает больше 100 тысяч украинцев, и 40 тысяч на данный момент находятся на суднах (то есть выехать не может 60 тысяч - Ред).
Ежегодные денежные поступления от моряков, работающих за границей, составляют больше 4 млрд долларов, "что является крайне важным для поддержания экономики Украины", - говорится в пояснительной записке. И как раз сейчас для украинских моряков, как считают в Кабмине, открывается "окно возможностей" - освобождаются места на суднах из-за оттока российских моряков.
По курсантам аргументы понятны - для получения диплома нужна практика, что прописано в международных конвенциях, к которым присоединилась Украина.
После вступления постановления в силу в Кабмине рассчитывают на уменьшение числа безработных (за счет отъезда моряков), ротацию экипажей (очевидно, ожидается, что те, кто остался за границей, вернутся на время в Украину), а также увеличение валютных поступлений от моряков.
То есть, как видно, в вопросе выезда украинских мужчин за границу власти выбрали точечные решения - дают "добро" на выезд отдельных категорий (студенты иностранных вузов, с 1 сентября поедут бизнесмены, а по факту IT-шники, теперь - моряки).
"Скорее всего, запрет по морякам снимают по двум причинам. Главная - обеспечение зерновой сделки. О вывозе зерна договорились, но вот о людях, которые будут его обеспечивать, как-то забыли. Такая же ситуация была с водителями фур, которые в первые дни войны оказались невыездными", - говорит Кравец.
Наш источник на аграрном рынке говорит, что действительно есть проблема с комплектацией экипажей судов, зафрахтованных трейдерами. С моряками в Украине проблем нет, но вот решить вопрос их выезда на сегодня очень сложно.
Иностранные же моряки либо не хотят работать на "опасных суднах", либо требуют больших доплат за риски.
Вторая причина разрешения на выезд моряков - немного снять социальное напряжение в припортовых городах, где многие моряки сидят без работы с начала войны, что вызывает и у них, и у их семей большое возмущение, говорит Кравец.
В то же время, по его мнению, схемы "Моряк", когда из страны массово начнут выезжать якобы "моряки" с липовыми документами, не будет. "Нужно удостоверение моряка, подтверждение документов, контракт, подтверждение работы моряком в недавнем прошлом. Такой пакет документов будет слишком дорого стоить. Да и собрать его без солидных связей не получится", - считает Кравец.
Правда, по его словам в военкоматах моряков может ожидать неприятный сюрприз - могут там ссылаться на закон о мобилизации (имеет силу большую, чем постановление Кабмина), где для моряков никаких поблажек не предусмотрено.
"Нужно вносить изменения в статью 23 закона о мобилизации. Без этого постановление Кабмина в части выезда моряков на работу на заграничные судна работать не будет", - говорит и адвокат Владимир Крикотин.
Отметим, что в среде самих моряков новость о возможном выезде вызвала большой резонанс. Люди рады возможности вернуться на работу, но опасаются, что сделать это смогут не все, и что будут "подводные камни".
В телеграм-чате "Курилка Моряки" некоторые пишут, что боятся лишний раз "светиться в военкоматах", ведь в теории могут вместо отсрочки вручить повестку.
Другие говорят, что выбора особо нет. "Не хотите появляться в военкомате, так сидите дома и дальше сосите лапу, а мы поедем работать. Единственное, что не устраивает, - лимит в 5-12 месяцев (по контракту и пребыванию в Украине - Ред.)", - пишет участник чата Сергей.
В то же время основные опасения у моряков связаны с возможным вымогательством взятки в военкоматах за выдачу разрешения (то есть если не заплатишь деньги, то и разрешение не получишь либо будут тянуть с ним под разными бюрократическими предлогами).
В группе идет обсуждение, что якобы в военкоматах уже предварительно даже озвучили ценник - 3-5 тысяч долларов.
Моряки рассчитывают, что помогать с получением отсрочки в военкоматах будут крюинговые компании, которые сами заинтересованы в отправке людей за границу. То есть ждут, что заработает целый "канал" по переправке моряков на иностранные суда.
Между тем уже появились посредники, которые берутся "решить вопросы" с документами для моряков - "сделать" медкомиссию, ковид-сертификаты, продлить паспорт моряка и др. Сами моряки ждут, что появится услуга "по вписыванию дополнительных рейсов" в документы (чтобы выполнить требование по срокам окончания последнего контракта - не больше 12 месяцев). Обсуждают, что ценники будут "по аналогии с экзаменами - от 1000 долларов". Но ради выезда за кордон многие готовы платить.
Также активизировались работодатели. "Срочно без собеседования. Вылет 6-7 сентября. Требуется второй механик (7400-7600 долларов) и моторист первого класса (1600)", - таких объявлениях в профессиональных морских чатах становится все больше.
Механикам предлагают 6000-7700 долларов, главным механикам - до 9500 долларов, мотористу - газосварщику - до 2500, капитану - до 10 тысяч долларов в месяц.
Понятно, чтобы получить работу с такой хорошей зарплатой, моряки будут готовы сделать все, чтоб получить возможность выехать за границу.
Мнения моряков
"Страна" собрала мнения моряков об утверждённом Кабмином порядке выезда за границу.
Геннадий В., капитан: «Новый «порядок выезда» моряков на работу за границу изначально абсурдный. Пункты ограничений, мягко говоря, поражают некомпетентностью составителей документа. Первое из них – запрет покидать Украину морякам, у которых есть промежуток между рейсами 12 месяцев. Но вот пример – мой друг, стармех, серьезно заболел за семь месяцев до начала войны и по состоянию здоровья не мог устраиваться на работу на зарубежный крюинг, не прошел бы медкомиссию, да и опасно было больным уходить в море. Пришлось лечиться, поправлять здоровье. Как раз перед началом войны, он подлечился и в конце февраля заключил контракт. Но после 24 февраля его просто не выпустили за границу. В итоге контракт был разорван работодателем. В итоге у него простой больше года. И теперь он вообще лишен права на работу по этому «новому положению по выезду».
Игорь М., второй механик: «Обратите внимание, что моряку нужно обращаться за разрешением в военкомат – центр комплектования. То есть военные в конечном итоге будут иметь право решения. Как «решают» наши военкоматы – кому можно, кому нельзя, кому на фронт, а кому в тылу сидеть, стоит озвучивать? Какие специалисты по морской теме есть в военкоматах? Они реально разбираются в квалификационных документах моряков? Или будут от фонаря (или от количества денег в конвертах) решать, кому из нас можно ехать работать, кому нет? Это зеленый свет для тотальной коррупции в военкоматах. Мало кто из сотрудников военкоматов удержится от соблазна подоить столь жирную корову, как украинские моряки. Так как все знают, сколько зарабатывают моряки на иностранных судах».
Всеволод, судовой электромеханик: «Весь документ расписан, чтобы множество организаций получило возможность поиметь с моряков деньги. Первые в очереди на получение взяток – украинские организации и учебные центры, выдающие сертификаты и квалификационные документы. Затем в очередь станут сотрудники военкоматов. Не исключено, что получателями взяток с моряков будут и пограничники. Которые в свою очередь «вдруг» увидят на границе какие-нибудь «подозрительные» или «неправильно» заполненные документы на выезд».
Игорь, матрос 1 класса: «Выехал в рейс еще до начала войны. Приезжать обратно не собираюсь – между контрактами сижу в Европе, снимаю квартиру. Семья приезжает повидаться, потом возвращаются в Украину. Почитал новый документ по порядку выезда украинских моряков за границу и сразу передумал возвращаться. Так как понял, что меня просто сначала разденут на деньги все кто можно, а затем мою судьбу будут решать в военкомате. В военном билете у меня есть учетная запись, я военнообязанный. И я совсем не уверен, что в военкомате меня выпустят на работу, а не пошлют в армию. Хотя у меня двое несовершеннолетних детей и безработная жена».