Информация к новости
3-12-2015, 12:00

Скандальным стройкам Генплан – не помеха…

Категория: Новости / Интервью


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Скандальным стройкам Генплан – не помеха…

Вот уже скоро год, как в Южной Пальмире, наконец, был принят Генеральный план ее развития. Напомню, как только депутаты городского совета утвердили этот документ, Одесский городской голова Геннадий Труханов отметил, что «со строительным беспределом» теперь покончено, и «открыта новая страница в истории Одессы». Но видимо, «беспредел» – это понятие весьма относительное, многими трактуемое по-разному. А «новая страница в истории» – вещь малозаметная, такая, что без увеличительного стекла можно и не обнаружить.

Во всяком случае, в разных уголках Одессы продолжаются скандальные стройки. Уже после принятия Генплана жители жилмассива Таирово, возмущенные строительством капитального здания в зеленой зоне, пытались перекрывать улицу Королева. А в районе Большого Фонтана, примерно по тому же поводу, уже произошло несколько ожесточенных драк, в том числе и с применением травматического оружия. То ли еще будет, когда начнутся строительные работы в уникальном парке, где расположена «Международная свободная школа «АСТР», известная в городе, как «Детская деревня».

В то время как жители густонаселенных районов с ожесточением пытаются отстаивать свои парки и скверы, терпеливо дожидаются застройщиков так называемые поля фильтрации, Жевахова гора и ветхая Молдаванка. Неужто, все это никак не противоречит Генплану?

Об этом наша беседа с народным архитектором Украины, профессором кафедры городского строительства и хозяйства Одесской государственной академии строительства и архитектуры Владимиром Львовичем Глазыриным.

 

– Владимир Львович, для введения, чем недавно утвержденный вариант Ген-плана отличался от множества предыдущих проектов?

 

– Каждый последующий вариант отличался от предыдущего тем, что он дорабатывался в соответствии с требованиями общественности: максимально сохранить индивидуальную застройку и зеленые насаждения. Дело в том, что чертеж Генерального плана выполняется в масштабе: одна пятнадцатитысячная, т.е. на каждый квадратный сантиметр чертежа приходится пятнадцать метров городской территории. В таком масштабе просто невозможно нанести все объекты, поэтому проектировщики их опускали. Однако общественность это очень пугало. Поэтому происходила многократная детализация Генплана, во многом даже не соответствующая параметрам этого документа. Ведь его задача – всего лишь определить функциональное использование имеющихся территорий: где можно строить общественные и жилые здания, где транспортные развязки. Какие территории должны быть заняты рекреационной зоной: набережными и парками. А какие можно отвести для промышленных предприятий. Детализация уже идет на последующей стадии проектирования, при составлении так называемых проектов детальной планировки. Однако публику все это, видимо, не устраивало.

 

– Думаю, самой весомой победой общественности было официальное обозначение границ парка «Юбилейный»…

 

– Границы любого парка опять-таки обозначаются не на Генплане, а на специальной землеустроительной документации. Однако в том виде, в котором этот парк там можно было показать, он показан.

 

– Как же вы относитесь к легализации парка?

 

– Разумеется, положительно.

Однако хочу отметить, что в том виде, в каком прибрежные склоны находятся сегодня, это – еще не парк, а всего лишь техническая лесопосадка. По нормам 3% этой территории должно быть занято объектами парковой инфраструктуры. Это – танцплощадки, кафе, административный корпус и складские помещения. Еще 13% отводится на дорожно-транспортную сеть, для обслуживания этих объектов и вывоза мусора. Остальные 80% – зеленая зона и водоемы.

Со временем на побережье можно обустроить так называемый ленточный парк. Террасы склонов превратить в висячие сады Семирамиды, а в перерезающих береговую линию балках разместить почти все капитальные строения.

 

– Но, к сожалению, на территории будущего парка уже есть, образно говоря, некоторые занозы. Это – недостроенная гостиница «Шеротон» у подножия санатория «Россия» и торговый ряд на аллее в «Аркадии»…

 

– Это, конечно, печально. Однако во всем должны присутствовать логика и здравый смысл. То, что уже построено, далеко не всегда можно снести. Поскольку будут суды, пересуды. Имеющиеся объекты, скорее всего, придется сохранить, но необходимо изменить их функцию, максимально приспособив ее к потребностям окружающей зоны.

 

– Иными словами, на Аркадийской аллее, где сейчас торгуют одеждой, постельным бельем и ювелирными изделиями, следует продавать только купальники, надувные плавсредства, еду и напитки?

 

– Да, безусловно.

 

– Противоречит ли Генплану будущее строительство группы жилых домов на территории «Детской деревни»?

 

– Нет. Не противоречит. Ведь новая группа домов возводится как раз в зоне жилой застройки. Насколько я знаю, парка на этой территории нет. По документам в этом месте обозначена только зеленая зона. И по проекту все деревья там должны быть сохранены.

 

– Но ведь площадь зеленой зоны после возведения домов, безусловно, уменьшится. Как же можно это допустить, если озеленение нашего города и так составляет всего лишь 34% от нормы?

 

– По Генплану запланировано разбить парк в 200 гектаров на полях фильтрации. Общая площадь будущего парка «Юбилейный» должна составить 300 гектаров. Предусмотрено формирование и других объектов зеленого строительства общей площадью в 760 гектаров. Таким образом, площадь зеленых насаждений в нашем городе составит 1502 гектара, т.е. 14,3 квадратных метров на человека. При норме в 12 квадратных метров.

 

– Выходит, в элитном районе Большого Фонтана можно строить жилые дома. А никому не нужные поля фильтрации отведены под строительство парка?

 

– Там спроектирован не только парк, но и жилой микрорайон «Хаджибейский».

 

– Так, может, многочисленных девелоперов, которые рвутся на Фонтанскую дорогу, стоит туда и направить? Разве целесообразно возводить новые жилые массивы на месте зеленых зон в сравнительно обжитых районах, в то время как пустуют поля фильтрации?

 

– Во-первых, сегодня строить на полях фильтрации невозможно, потому что там заражена почва. Ее надо сначала срезать, вывезти, затем засыпать новую, а это – бешеные деньги. Во-вторых, там необходимо строить дорожные магистрали, тянуть линии электропередачи, прокладывать водопровод и канализацию. Тогда как в других микрорайонах, на той же Фонтанской дороге, уже есть какая-то инфраструктура, которую можно улучшать и развивать.

С другой стороны, если говорить все о той же целесообразности, в Одессе должен постепенно формироваться морской фасад. Во всем мире все приморские города повернуты своими лучшими дворцами к морю. А проплывите на катере вдоль одесского побережья, и вы увидите одни только невзрачные мелкие коттеджи. Новые дома, которые появятся в районе Большого Фонтана, безусловно, украсят наш город. Очень красивые здания спроектированы на улице Каманина, при этом подхвачена тема «Белого паруса». Вместе с ним они должны образовать целый архитектурный ансамбль.

Очень интересный проект был представлен фирмой

«Гефест», которая собирается застраивать территорию «Астра». Там взят за основу греческий мотив: колонны, башенные контуры, фризы.

Думаю, наша Одесса заслуживает того, чтобы выглядеть не хуже, чем Порт-Саид, Стамбул, Венеция или Гамбург. И шаг за шагом мы постепенно движемся в этом направлении.

 

– Однако дополнительные дома – это дополнительная нагрузка на инфраструктуру микрорайона. В частности, на той же Фонтанской дороге и без того часто бывают пробки, переполнены трамваи и т.п.

 

– Это уже задача городских властей: выполнить необходимые расчеты и спроектировать строительство таким образом, чтобы качество жизни в этом микрорайоне не ухудшилось. Возможно, там необходимо построить новую школу, увеличить количество подвижного состава на ближайшей трамвайной линии, провести реконструкцию сетей водоснабжения и т.п.

 

– К слову, по закону о градостроительной деятельности все застройщики обязаны перечислять на развитие городской инфраструктуры в местный бюджет определенные суммы, так называемое долевое участие…

 

– Раньше размер этих сумм определялся на местном уровне. Однако в связи с этим правительству поступало очень много жалоб. И, в конце концов, при Юлии Тимошенко было принято специальное постановление, весьма ограничивающее местные власти в правах. Однако некоторые суммы должны перечисляться и сейчас.

 

– Если скандальным стройкам Генплан – не помеха, то может эту проблему можно решить при помощи закона об общественных слушаниях?

 

– Я, к сожалению, не юрист. Но, насколько мне известно, эти слушания носят для городского совета лишь рекомендательный характер.

 

– Выходит, у жителей того или иного микрорайона, которым не по душе та или иная стройка нет абсолютно никаких нормативных рычагов, чтобы ей воспрепятствовать?

 

– Потому что стройками должны заниматься специалисты.                

            

Галерея

prev
  • <p><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-12/1449060389_zastroyka_fontana-2.jpg
next
и ещё фотографии ›



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.