Так что же вокруг чего вертится: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?
Многие, наверное, еще помнят скандально известный фильм журналиста ВГТРК Бориса Соболева «Коронованные особи», вышедший на экран в 2012-м году и наделавший в ту пору очень много шума. Блогеры, СМИ, просто обычные пользователи Интернета — кто тогда только не высказывался, этично ли было все вот так снимать и так представлять. Фильм на самом деле был о темном бизнесе, связанном с модельными агентствами и о мошенничествах на конкурсах красоты. Но эта его сторона почему-то ушла на второй план. А больше всего зрителям запомнилось вошедшее в него интервью с супругой футболиста Юрия Жиркова Инной, завоевавшей в том же 2012-м году титул «Миссис Россия». Действительно красивая, молодая женщина Инна «блистала эрудицией». Она не только не смогла ответить на вопросы: кто такие Агния Барто и Самуил Маршак — не знала, что вращается вокруг чего: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли.
«Ужас, какая тупость!», «Жуть», «Жесть!», «Это подделка, такого не может быть», — писали тогда многие…
Прошло несколько лет. И как-то в разговоре с одной гламурной девушкой я этот вопрос про Солнце и Землю вспомнила. В качестве забавного эпизода, не более, просто к слову пришлось. Каково же было мое удивление, когда я услышала в ответ: «А что тут смешного? Откуда это все знать? Это раньше в школах всякую астрономию учили, а сейчас нет такого предмета вообще».
Сталин — это сын Ленина, а Бородино известно тем, что там пекут Бородинский хлеб
На то, что общая эрудиция молодого поколения как-то страдает, я стала обращать внимание уже давно. Росли мои дети (я их отнюдь не выделяю, они подвержены тем же тенденциям, что и остальная молодежь — авт.). Я, так или иначе, сталкивалась с их сверстниками, друзьями, одноклассниками.
Что-то они мне рассказывали, что-то спрашивала у подростков сама. И вот что обнаружила: вопросы, которые для нас, бывших советских школьников, были элементарными, нынешних детей ставили в тупик. Например: «Кто был первым человеком, полетевшим в космос?» Или: «Когда и где окончилась Великая Отечественная война?» Не поверите — отвечали не все.
Дальше — это уже просто для коллекции приколов.
— Что вы знаете о Бородино?
— Это такое место, где пекут Бородинский хлеб…
— Кто такой Наполеон?
— Француз какой-то…
— Кто такой Сталин?
— Наверное, сын Ленина…
— Что такое социализм?
— Это когда все берут взятки…
— Кто такой Кутузов?
— Ой, хватит уже про людей из Советского Союза спрашивать!
И это все современные, совсем неглупые подростки, ученики гимназий и престижных колледжей!
В начальных классах гимназии № 1, несколько лет назад, когда там учился мой сын, родители-шутники дали детям листок с просьбой написать слово «еще». Честно скажу, что участвовал в этом «тесте» не весь наш класс, но многие, кто пожелал, человек десять — точно. Вы уже, наверное, догадались — писали, все, что угодно, от «есче» до «ищо». Правильно написал только один ребенок — грузин по национальности!
Я пыталась как-то объяснить для себя это катастрофическое падение уровня. Думала о насильственной повальной украинизации, например, в результате которой русскоязычные одесские дети разучились писать по-русски. Тут, в принципе, все очевидно — большинство школ стали украинскими, детей изначально учат украинскому алфавиту. В итоге, слова типа йожик или йолка для них становятся нормой, ведь с русской буквой Ё они просто не знакомы. То же самое и с историей. Ну кому теперь нужно в Украине знать хоть что-нибудь о Бородино?! Это ведь знаковое место для русской истории, а историю ведь мы теперь тоже поделили! Про первого человека в космосе, как выяснилось, в современных украинских школах тоже не рассказывают. Наоборот, стремятся всячески замять тот факт, что первым в Космос русский полетел. Мы теперь помним и чтим первого украинского космонавта — Каденюка. А то, что про Гагарина не мешало бы знать для общей эрудиции — неважно. В принципе, эрудиция народу вообще не нужна.
Людьми, которые ничего не знают и не помнят, гораздо легче управлять.
Здравствуй, «поколение Google»!
Однако, как мне со временем пришлось признать, повальная украинизация хоть и сыграла роль в падении уровня подростков, но далеко не решающую. Тому есть простое доказательство — тупеют все: российские и белорусские подростки от наших ничуть не отстают! В конце концов, ведь та же красивая жена футболиста Жиркова никогда не училась в украинской школе, и ей наверняка объясняли, что первый космонавт был не Каденюк. Что не помешало ей благополучно «забыть» все остальное.
Ради интереса решила посмотреть, что пишет по этому поводу Интернет. Оказалось, там уже целые «тома» написаны по данной проблеме. Приведу лишь несколько цитат из форумов с конкретно звучащей темой: «Почему тупеет молодежь».
«Молодежь сейчас тупеет, книжек не читает, элементарных вещей не знает, в Интернете только в игрушки играет, с людьми живого общения нет, общается о всякой… не в соцсетях. Молодежь тупеет именно в связи с Интернетом и обилием информации, что создает иллюзию, что ты можешь все в любой момент узнать. На самом деле в Интернете только информация, мало того, в силу ее обилия, она не воспринимается как что-то ценное и по факту слабо запоминается. Молодежи нельзя в Интернет потому, что Интернет от нынешней молодежи тупеет». «Думаю что виной тому не Интернет, а продукты с ГМО и низкооктановое пойло». «Представьте, сколько клеток мозга взрывается от разговоров по мобильнику. Люди, в большинстве своем, недопонимают угрозы, потому что боли нет. Но ведь даже некоторые операции на мозге делаются без анестезии. Мозг умирает, а человек не придает этому значения. Еще лет эдак 20-ть — и школы будут переполнены дебилами, имеющими дебильных родителей».
И это не только мнение обывателей. Известный британский изобретатель Тревор Бейлис (Trevor Baylis) посетовал на то, что Интернет делает современных пользователей более глупыми. Он больше всего переживает за детей и молодежь, которых называет «поколением Google». По мнению 75-летнего Бейлиса, дети нынче не получают практических навыков и ничего не могут создать своими руками. Они слишком сильно полагаются на поиск в Google, и мы вряд ли увидим в ближайшее время каких-то блистательных изобретателей.
«У многих детей скоро просто перестанет развиваться мозг, если они и дальше будут так же сильно полагаться на Интернет, потому что не сумеют делать вещи по-старому», — отметил Бейлис.
О времена, о нравы!
На самом деле проблему изменения уровня молодежи и конфликта поколений когда-то давно поднимал еще Тургенев в романе «Отцы и дети».
Дети никогда не будут похожи на родителей, это понятно, это аксиома. Мир меняется. Старшее поколение остается со своими взглядами: им не понять молодежь. Ведь в чем-то молодежь гораздо умнее и «продвинутее» своих родителей, элементарно снять деньги с банковской карточки часто взрослые именно детей просят. Дети прекрасно ориентируются в современном высокотехнологичном мире, в отличие от своих родителей. При этом не страдая от незнания того, кто в Космос полетел…
В том же Интернете, в спорах о молодежи есть и такое мнение: «Общество не деградирует, а развивается. А о взгляде, что человечество с каждым новым поколением становится хуже, говорили всегда, уже тысячи лет».
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». — Гесиод 720 до н.э.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». — Сократ, ок. 380 до н.э.
У большинства людей возникают такие мысли, и тому есть несколько причин. Во-первых, это зависит от возраста. Те, кто переходит из подросткового возраста в более взрослое состояние, начинают вообще впервые обращать внимание на общество и видят, что ценности, к которым их приучали, в действительности не совсем таковы. А те, кто старше, часто свою неудовлетворённость жизнью и самим собой сваливают на общество, тем самым переключая своё недовольство с самого себя на других. И так далее. А общество в действительности развивается, а не деградирует, просто меняются многие вещи, к которым человек привык. И вот эти перемены и кажутся ему ужасными.
Мне бы очень не хотелось, чтобы кто-нибудь из читателей воспринял этот материал, и особенно его подзаголовок, всерьез. Это всего лишь мнение, шутливо-ироничный взгляд на проблему. И главное — приглашение к диалогу, к дальнейшему, возможно, вполне серьезному, разговору о том, как нам всем, живущим в мире повального Интернета, соцсетей и высоких технологий не утратить окончательно элементарных знаний, не скатиться до уровня смайликов и лайков, а оставаться все же интересующимися, развивающимися, образованными людьми!