В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто-франко», предусматривающий создание свободной экономической зоны на территории Одесской области. Об этом сообщило издание «Таймер» со ссылкой на официальный сайт парламента Украины.
Разработали и подали законопроект нардепы Пресман, Скорик и Рабинович. Они предлагают на 30 лет сделать Одесский регион свободной экономической зоной, что поможет привлечь инвестиции для развития торговли, туризма и обеспечить население работой.
В частности, на территории области предлагают создать специальный правовой режим и таможенный режим свободной таможенной зоны. К примеру, в случае ввоза товаров из-за границы предлагается освободить их от ввозной пошлины, а налог на добавленную стоимость взимать по «нулевой» ставке. А вот в случае ввоза этих товаров на остальную территорию Украины налоги предлагается взимать в полном объёме. В случае вывоза товаров из СЭЗ за пределы Украины их предлагают освободить от вывозной пошлины и акцизного налога, а налог на добавленную стоимость опять же взимать по «нулевой» ставке. Предусмотрены также налоговые и таможенные льготы для товаров, произведённых или обработанных на территории СЭЗ «Порто-франко».
Предпринимателям, работающим в СЭЗ, предлагают предоставить льготы по уплате налога на прибыль, а тех, кто примет участие в инвестиционных проектах, вообще на три года освободить от налога на прибыль, а с четвёртого по шестой годы взимать только 50% от этого налога. В пояснительной записке к законопроекту говорится и о том, что создание на территории Одесской области зоны «Порто-франко» кроме всего прочего будет приносить ежегодно государственному бюджету 10 миллиардов гривен, тогда как для реализации самого проекта никаких особых затрат не потребуется.
Напомним, о чем вообще идет речь. «Порто-франко» — порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. «Порто-франко» не входит в состав таможенной территории государства. Часто создаётся при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота. Большинство международных аэропортов имеют аналогичные зоны, хотя они, как правило, называются интернациональной или таможенной зонами. На части территории Одессы режим «Порто-франко» действовал с 1819-го по 1858-й годы.
Кстати, в одном из ближайших номеров еженедельника «Слово» мы предполагаем напечатать большой материал нашего автора об истории введения порто – франко в Одессе и о том, что беспошлинная торговля в реальности дала не только городу и его жителям, но и всей Российской империи.