Информация к новости
17-07-2015, 22:03

Александр Гусев: Одесский кинофестиваль необычайно важен для украинской культуры

Категория: Первая полоса / Новости / История и общество / Интервью


Известный украинский кинокритик Александр Гусев уже в пятый раз присутствует на Одесском международном кинофестивале и каждый раз, по его словам, открывает для себя что-то новое. В настоящее время Александр Гусев является кинообозревателем «Украинской правды» и редактором кино- и литературного разделов сайта Neformat.com.ua. наш собеседник охотно поделился со «Словом» своими впечатлениями от кинофестиваля.

- Какое место занимает одесский кинофестиваль в индустрии современного украинского искусства?

- Одесский кинофестиваль необычайно важен для отечественного кинематографического пространства, поскольку  в условиях довольно бедного и однообразного проката, он знакомит поклонников кино на большом экране с фестивальными хитами и нестандартными фильмами.  У этого фестиваля очень необычная и весьма уместная для украинского зрителя концепция. Организаторы пытаются и,  что с большим успехом удается, совместить некие новые тенденции, некие эксперименты  с запросами зрителей. Концепция - Фестивальное кино для широких масс - вот  успешный пример культуртрегерства. Она позволяет аудитории увидеть, что фильм может быть необычным и отличаться от того стандартного набора боевиков, комедий, короткометражных фильмов и мультфильмов и при этом быть интересным.

- По какому критерию обычно стараются отбирать фильмы на кинофестиваль?

- Конечно, об этом более подробно могут рассказать организаторы. Со своей точки зрения я могу сказать следующее. Это сочетание высоких художественных достоинств, неких репутаций и регалий. Понятно, что фестивали выбирают лучшее из возможного, поскольку с кем-то  сложнее договориться и т.д. Но я обычно всегда доволен одесской конкурсной программой. Я очень рад, что  этот фестиваль  проходит у нас, и для меня в этом нет ничего необычного, поскольку зная Алика Шпилюка, зная вообще людей, которые этим занимаются, можно с уверенностью говорить, что они всегда смогут обеспечить определенный уровень.

-  Какой фильм вы ждали больше всего на ОМФК 2015 года?

- Я смотрю все ленты подряд. Ежедневный формат ОМФК предоставляет возможность фактически каждый день посмотреть какой-то любопытный фильм, тем более, что я не зациклен на каких-то киноработах. Но есть, конечно, ряд кинолент, которых мы все ждали. Например, фильмы «Лобстер», а также «Такси». Для меня особое значение имеют украинские фильмы, особенно ранее мне неизвестные. В конкурсе всегда появляются какие-то «темные лошадки». На предыдущих фестивалях были фильмы, которые не получили никаких призов, они не были сняты известными режиссерами, но при этом  они запомнились. Убежден, талантливые работы  рано или поздно все равно где-то да всплывут.

- Часто ли  Ваше мнение  совпадает с мнением  жюри при отборе лучших фильмов, которые представлены в конкурсных программах?

- Иногда совпадало. Чаще  с жюри, чем с призом  зрительских симпатий,   хотя  такое тоже бывало. К тому же, вы знаете, что есть разное жюри. У меня чаще совпадало мнение с фибриси, по крайней мере, в отношении украинской конкурсной программы. Поскольку часто очень хорошие фильмы остаются без награды главного жюри в национальном конкурсе, то историческую справедливость в отношении них восстанавливал фибриси. Например, всем известная история с фильмом «Нэни», фактически родоначальника современного успеха украинского кино Олега Сенцова. Эта кинолента не попала в конкурсную программу города Киева, но его показ состоялся в Одессе. И именно здесь этот фильм произвел очень сильно впечатление, и именно жюри фибриси дало ему главную награду и теперь это гордость нашей современного кино.

- Какими критериями вы руководствуетесь при оценке того или иного фильма?

- Я должен признаться, что критики ничем не отличаются от обычных зрителей. Они, быть может, не всегда могут объяснить свой выбор. В первую очередь - это вопрос эмоционального воздействия. Если фильм вызывает в тебе некий душевный отклик, заставляет забыть при просмотре, что ты находишь в кинозале, то, по-моему мнению – это достойный фильм. Одно из достоинств Одесского кинофестиваля то, что его программа является неким камертоном, резонирующим с окружающей средой. Признаюсь, что часто при просмотре фильмов,  я вспоминал, что ситуацию в стране и находил некие параллели в работах режиссеров. В частности, конкурсный фильм Далибора Матанича «Зенит», рассказывающий о событиях периода обороны  Полтавы раскрывает похожие исторические ситуации.

- Как Вы относитесь к тому, что одесские фильмы принимают участие в программе ОМФК в качестве ретроспективы?

- Сотрудничество с Национальным центром Александра Довженко - это удачная находка Одесского кинофестиваля. Великолепная ретроспектива, подготовленная Иваном Козленко, опять таки, несмотря на то, что эти фильмы были в большинстве своем созданы более полувека назад и посвящены Второй мировой войне. Эти фильмы могли показаться неким, анахронизмом из музея кинопропоганды, но сейчас мы видим, что под этой идеологической пылью есть  эмоции  людей, которые пережили крах мира, привычного мировоззрения. Сцены с людьми, которые пытаются либо защитить свою Родину, либо выжить -  это все очень созвучно нам. Это посыл, это демонстрация того, что человеческая природа неизменна и катаклизмы, которые мы видим и переживаем в нашей невероятной  жестокой и страшной истории раз за разом являются призывом что-то изменить и быть друг к другу более терпимыми. В будущем я очень хотел бы увидеть фильмы нового производства Одесской киностудии на Одесском международном кинофестивале, так как это гордость Южной Пальмиры.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.