Хлеб в помойку – преступление
Никто не думал, что через 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, мы снова начнем говорить о голодающих в стране. На моем веку был и 1933 год. Не стану вдаваться в подробности, был ли тогда искусственный голод или он возник все же вследствие погодных условий… Кто интересуется, советую обратиться к сводке материалов об осадках в 1932 году и сравнить их с осадками в пустыне Сахара. Осадков во многих регионах Украины было меньше, чем в Сахаре.
В 1946-1947 годах голодовку я запомнил. Правда, острое чувство голода сам не испытывал, так как был в училище, как говорят, на государственных харчах.
Запомнились многие жуткие картины в Херсоне. Каждое утро мне приходилось идти от дома в училище через городской рынок. Помню, как на улице 21-го Октября лежала изможденная женщина, почти без движения, с протянутой рукой. Не знаю ее дальнейшую судьбу. Но в селах, вокруг Херсона, особенно в Садово, Киндийке, Антоновке, где мне приходилось бывать в голодную зиму, видел полупустые дома и опухших от голода полуживых жильцов. Запомнилась сцена на Херсонском рынке. Осенью 1946 года, проходя мимо торговых прилавков рынка, я стал свидетелем того, как мужчина подошел к женщине-торговке и спросил, сколько стоит пирожок. И тут же пирожок был у него во рту. Женщина не успела ответить, как полпирожка уже было съедено, мужчина жадно жевал его. Женщина мгновенно схватила руку «воришки». Денег у человека, естественно, в карманах не оказалось, но полпирожка он успел проглотить. Вторую половину припрятала хозяйка.
Пережитые полуголодные и голодные годы выработали у меня особое уважительное отношение к хлебу. Между прочим, у крестьян к хлебу всегда было и осталось отношение, как к святыне. Чего не скажешь о некоторых горожанах. Вспомните, как несколько лет назад можно было видеть в городе куски хлеба, а то и целые буханки, батоны, выброшенные в мусор или разбросанные по дороге. Люди покупали хлеб по низкой цене и с этим продуктом обращались бесхозяйственно. Сегодня, когда булка хлеба уже стоит по 8 гривен, мало кто решится выбросить хлеб на помойку. Жаль, что лишь трудности и горе порой вынуждают нас быть рачительными, бережливыми.
Аграрии ждут реальной помощи
Во все времена, независимо от общественного строя, сельское хозяйство являлось стержнем экономики. Именно эта отрасль, при правильном ведении земледелия, способна восстанавливаться. Поэтому аграрный сектор остается надежным источником пополнения государственного бюджета. Но не только для стабильности экономики важно сельское хозяйство, без его продукции общество не может ни жить, ни воспроизводиться. Вот почему во всех странах мира земледелие и животноводство дотируется государством. И делается это не только для того, чтобы оно выживало и развивалось, но не в меньшей мере, чтобы оно поставляло на рынок свою продукцию по доступным ценам всем слоям населения.
А как у нас? Украинское правительство смотрит на аграриев, как плохой хозяин на лошадь: если она тянет воз, он все больше и больше подкладывает груз. При этом забывает, что есть предел силы у лошади, после чего она просто не сможет тянуть воз, а еще хуже – сдохнет.
Если кто-то сможет возразить, приведу конкретные примеры. Раньше колхоз и совхоз бесплатно получал воду для орошения. Льготная цена была на электроэнергию, которая использовалась на подачу полевой воды. Государство закупало у производителей продукты земледелия по таким ценам, которые могли покрыть все расходы на их производство и воспроизводство. Это стимулировало хозяйства повышать урожайность и получать больше доходов. Существовали и другие льготы аграриям.
В настоящее время, когда землю передали в собственность безлошадным сельчанам, государство практически селу никакой помощи не оказывает. Пустили крестьян в «свободное плавание». Кто выживет, тот и будет развиваться. А чтобы развиваться, фермеры вынуждены продавать свою продукцию по высоким ценам. А кто потребляет эту дорогую продукцию? Мы, покупатели хлеба, мяса, молока, яиц и т.д. То есть, государство все затраты, которые несут аграрии, переложило на плечи потребителей. При этом неважно, кто из них имеет очень высокие доходы, а кто живет на социальную пенсию.
У сельчан нет другого выхода, кроме как все время повышать цену на зерно, молоко и мясо. Ведь расходы на их производство все время увеличиваются. В Украине всегда были институты и сельскохозяйственные опытные станции, которые ежегодно обеспечивали хозяйства собственными семенами. Теперь, почему-то, их закупают за границей, их стоимость растет. Растут цены на горюче-смазочные материалы. Сегодня дизтопливо по цене сравнялось с бензином и уже достигает 24-26 гривен за литр. А ведь не так давно правительство ежегодно принимало решения о том, чтобы на период сева и уборки продавать сельхозпроизводителям топливо по льготной цене. Сейчас такой льготы нет. Растет цена на удобрения и средства защиты растений. К тому же, нынешнее правительство решило еще «подгрузить» аграриев, повышая налоги. Если в прошлом году налог на землю за гектар составлял 6 гривен, то сейчас – 120!
До нынешнего года фермеры выживали даже реализуя килограмм пшеницы по 3,6-3,8 гривны, а фуражное зерно по 1,9 гривны. Именно по такой цене зерно покупали зернотрейдеры в 2014 году. Тогда и доллар стоил намного дешевле, чем сейчас, до нового года и цены на хлеб не так стремительно росли.
Как утверждают хлебопеки, в августе 2014 года они покупали муку по 2,8 гривны за килограмм. В декабре цена муки достигла 3,4 гривны за килограмм. А уже в начале нынешнего года цена перешагнула 5 гривен. Вот почему и стоимость хлеба безудержно растет. Эксперты считают, что при таком бесконтрольном рынке, как сейчас, уже в мае нынешнего года одесситам придется платить не меньше 10 гривен за буханку самого потребляемого хлеба.
Анализируя ценовую вакханалию на рынке хлеба, невольно приходишь к выводу, что такое случилось в стране потому, что местная и центральная власти отстранились от контроля в данном вопросе. Они забыли, что хлеб – это продукт социальный. И о нем постоянно должны заботиться руководители, начиная от Президента Украины и кончая мэром города.
Не хлебом единым питается украинец
Да, хлеб – это продукт № 1. А чтобы на него не повышалась цена, в стране должен быть контроль, но не коррупционный, а действительно народный. К сожалению, этого у нас пока нет. Иначе тот же Антимонопольный комитет давно должен был обратить внимание на то, почему 18 марта в супермаркетах вдруг цена за килограмм гречневой крупы достигла 34 гривен? И в этот же день она в Херсоне была 19 гривен. Разве в Херсоне затраты на доставку гречневой группы выше, чем в Одессе? Нет, одесские торговые монополисты воспользовались бесконтрольностью и решили подзаработать на одесситах.
А теперь давайте посмотрим, были ли основания для роста цен на продукты питания, скажем, гречневой крупы? Этот продукт 2014 года, когда курс доллара был не таким высоким, как сейчас, затраты были лишь на хранение и на транспортировку. Это не могло увеличить цену в два и более раз. То же касается цены на муку, сахар, мучные изделия и прочее.
Второй, немаловажный фактор роста цены на хлеб. Раньше в бюджете области предусматривалась дотация пять миллионов гривен, чтобы хлебопеки продавали социальные сорта хлеба. Новоизбранные депутаты облсовета, очевидно, посчитали дотирование хлеба не актуальным.
Все это и стало причиной того, что буханка самого востребованного хлеба стоит 6-8 гривен. Своего рода «рекордсменом» является хлеб «гурман» ржаной – 20 гривен 4 копейки за полкило. А бублик, который стоил пять копеек, теперь стоит 4,04 гривны.
Трудно сказать, что нас ждет на продовольственном рынке. При такой бесконтрольности в ценообразовании, при бездействии властей, хорошего трудно ожидать. Арсений Яценюк постоянно призывает украинцев потуже затянуть пояса. При таких ценах скоро и поясок не на чем будет удерживать.