Ох, уж эти удивительные одесские дворики! И стихи о них писали, и художники неустанно трудятся над их изображением на холстах, и в песнях они воспеты. А ведь есть в старой части города дворы, за кодовыми замками которых прячется порой самое настоящее чудо: то ли скульптура, то ли иная какая малая архитектурная форма — единственная и неповторимая. И у каждой, заметьте, своя история.
Памятники под замками
Понятно, что стоит взять билет в сад скульптур Литературного музея — и перед вами предстанет во всем многообразии «малоскульптурная» история города, собранная воедино. Но там собраны вещицы, в общем, новые, вынесенные на общее обозрение, а вот отыскать городских каменных (или из иного материала) «жителей», которые давно прописались в одесских дворах — дело теперь не самое легкое. Ведь одесские дворы в основной массе теперь живут своей жизнью за закрытыми на кодовые замки высокими воротами.
О скульптурах и прочих вещицах, спрятавшихся внутри дворов Одессы, мы и поговорим, оставив «за скобками» те, которые еще сохранились в домах отдыха и санаториях, а также во дворах различных учреждений и организаций.
Конечно, если говорить о так называемой «внутридворовой скульптуре», то теперь уже смело можно назвать памятниками сохранившиеся кое-где колодцы в старых одесских домах. Чем дальше мчит время, тем с большим трепетом относятся к ним жители старых одесских домов.
Что же до настоящих памятников, то всем известны изрядно потрепанные временем Амур и Психея в Пале-рояле и памятник создателю эсперанто Людвику Заменгофу во дворе дома № 3 на Дерибасовской. Заменгоф стоит там с 50-х годов. Почему именно во дворе? Все просто: там проживал скульптор-эсперантист Николай Блажков, изготовивший этот бюст. В те годы не было принято устанавливать скульптурные изображения реально существующих людей во дворах. Одесская легенда гласит, что Блажков, дабы скрыть, кому именно установлен бюст, рассказывал сотрудникам соответствующих служб, что гипсовая скульптура — изображение его отца. В свое время не было и таблички, поясняющей, кому установлен памятник. Многие почему-то считали, попадая во двор, что это — Ленин. Сейчас энтузиасты периодически реставрируют памятник собственными силами.
Какое разнообразие: и Костанди, и Адам и Ева
Не так давно в Одессе появилась еще одна «внутридворовая скульптура»: во дворе дома № 46 установлен памятник известнейшему одесситу Кириаку Костанди. Именно в этом дворе жил художник в начале прошлого века. Большинство жителей двора об этом понятия не имели. Теперь двор тоже находится под охраной кодового замка, и чтобы сделать фото, приходится ждать, пока кто-нибудь выйдет или зайдет, испросить разрешения и получить добро на снимок.
Кстати рядом, во доме № 44 по Пастера, тоже можно увидеть нечто «эдакое внутридворовое»: там стены арки украшают некие сюрреалистические барельефы. Пока зайдешь во двор, «перенасытишься» и мастерством, и буйством фантазии.
Теперь — Пушкинская, 12. Этот адрес хорошо знаком одесситам. Там расписаны стены, и понятие «одесский дворик» здесь наиболее к месту. Имеются тут и скульптуры, и прочие штучки. Есть полулежащая дама «в теле», есть и вазы, утопающие в высокой траве. Имеется даже своя будка с мини-лесенкой, ведущей к входу. Нет, не ожидайте, что из нее сейчас вылезет грозный дворовой пес. Будка создана для… кота, чей «портрет» висит на фасаде этой самой будки. Впрочем, все это именно все те же штучки, созданные для прикола.
Что ж, пойдем дальше. Как-то мы уже сообщали читателям газеты «Слово» о судьбе одесского Геракла. Да, имелся таковой во дворе дома по улице Торговой, 3. Много лет стоял, даже в некоторых художественных фильмах успел «сняться». Гераклу не повезло: начался как-то во дворе ремонт, и совершенно случайно рабочие «разбомбили» нашего греческого героя. Пал, увы, великий сын Зевса, хрупкой скульптура оказалась. Но, видимо, не угодно было судьбе оставить это место пустым. Теперь во дворе на Торговой, 3 вместо Геракла стоит… Дельфин. Жители двора называют его «самым добрым на свете». Очевидно, этому послужила надпись на постаменте под скульптурой: «Мир спасет доброта!». Что ж, да будет так, а мы отправляемся дальше.
Улица Щорса. Здесь, в одном из частных домов можно увидеть совсем удивительное творение — семиметровые Адам и Ева, подвергающиеся искушению Змея. Это ваяние нашего известного одесского куклотворца Михаила Коломея. Одесский Папа Карло подарил этот воплощенный в кукольном мастерстве библейский сюжет своему другу, который в то время жил в этом доме. Как рассказал нам сам мастер-кукольник, задача при создании первых людей на Земле была не самая простая: они должны были быть и реалистичными, и, в то же время, не пошлыми. Получилось! Скульптура видна с улицы, многие прохожие не без удивления ее рассматривают. Даже машины, бывает, останавливаются.
Без таких «штучек» — и Одесса не Одесса
А вот это «внутридворовое творение» — одно из самых загадочных. Скульптура расположена на ул. Маразлиевской, 14-а. Она представляет собой мальчика, обнимающего рыбу. Как нам рассказали местные жители, тут когда-то был еще и фонтан. Дом старый, ему более ста лет. Пацаненок в обнимку с большой рыбой появился тогда же. Местные жители особенно трепетно берегут эту пару. Как рассказала нам одна девушка, скульптура помогает в любовных делах. Нужно лишь подойти к ним и обнять обоих. Что ж, очень может быть. Но вот что интересно. Рыбу ли обнимает этот малыш? Если приглядеться, у рыбки-то длинные волосы. Следовательно, имеем дело с Русалкой, не правда ли? Впрочем, кем бы она ни была, дай Бог, чтобы скульптура сохранилась как можно дольше. Ведь многие из них уже исчезли из наших дворов, как, к примеру, Володенька Ульянов в юном возрасте, который стоял во дворе одного из домов по Софиевской.
Теперь наш путь лежит в Воронцовский переулок, где напротив знаменитого дома-стены имеется двор с Дюймовочкой. Да-да, именно здесь появилась андерсеновская героиня. Как видите на фото, она хороша, приукрашена и у нее имеется своя тайна. Эту скульптуру в память о своей жене-скульпторе установил один из жителей дома. При жизни его супруга изготовила эту скульптуру, а уже после ее смерти она стала украшать двор и сделалась еще одной одесской достопримечательностью, о которой, впрочем, мало кто знает. Что тут поделаешь: «внутридворовые памятники» и в самом деле известны зачастую лишь узкому кругу людей, такова уж их судьба. Жильцы дома считают Дюймовочку своим талисманом и укрывают ее от дождей и снега в целлофан.
Мини-грот (тоже бывший фонтан, как поведал нам местный житель) мы отыскали на улице Софиевской, 21. С этим сооружением связывают странную легенду, что, мол, именно под гротом находится клад. Почему странную?
— А вы верите, чтобы по Одессе ходила легенда о кладе под конкретным гротом, и его до сих пор бы не вытащили? — совсем по-одесски, вопросом на вопрос, ответил нам местный житель Владимир. — Если бы кто-то серьезно поверил, что там спрятано что-то, то давным-давно бы этого грота уже тут не было.
Что ж, вполне логично. Пора теперь полюбоваться более современными «внутридворовыми сооружениями». Это, конечно же, Эйфелева башня на улице Осипова, 37. Вернее — мини-башня. Настоящая дворовая изюминка украшает старый двор. Она используется как подставка под вазоны с растениями, умиляет своими формами и в очередной раз напоминает старое известное изречение, что нигде в мире не отыщешь ничего такого, чего бы не было в Одессе. Думаете, преувеличиваю? Ничуть не бывало. У нас даже свой «Писающий мальчик» есть, ничуть не хуже знаменитого брюссельского, правда, гораздо менее известный. Расположен он, правда, не в жилом дворе, а в одном из ресторанов на Французском бульваре. Гипсовое дитя изволит «метить» непосредственно в бассейн, где плещутся современные одесские дети.
Ничуть не претендуя на исчерпывающую информацию о «внутридворовых творениях» города, могу лишь отметить, что наши «чисто одесские изюминки» встречаются порой на каждом шагу. То ли в виде скульптур, спрятавшихся от широкой публики, о которых я вам рассказала, то ли других удивительных «штучек», без которых и Одесса — не Одесса.