В городе-герое Одессе отпраздновали 73 годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, которых в годы оккупации Одессы представляли, в основном, румынские оккупационные войска.
Были официальные мероприятия, с невиданными доселе мерами безопасности. Были и штатные провокаторы, куда же без них?
Простые горожане поздравляли друг друга с праздником, и это звучало как пароль для входа в некую запретную общность. Что это за общность? Ведь не для всех это праздник. Одесская поговорка «Кто хорошо жил при румынах, тот и сейчас хорошо живет» – актуальна сегодня, как никогда.
В отличие от апреля 1944 года, сегодня радость связана скорее с личными, а не «общенародными» завоеваниями. Это создает объективное противоречие между сутью праздника: освобождение ради будущих общих свершений и декоммунизированными реалиями сегодняшнего дня, где главным духовным маяком является прилавок.
Фронтовики той войны, как и полагается взрослым, определяли, что хорошо, а что плохо. Только от взрослых других поколений их отличало то, что война, как оказалось, вложила в их руки самую верную мерку для определения добра и зла.
Как и бойцам на фронте, нам, поколению дня сегодняшнего, достигшего взрослости, некуда отступать: за нами только старики и дети. За четверть века мы утратили эталон добра и зла, многие сейчас твердо уверены, что его не существует вообще.
Однако это не так. Мы не должны позволить превратить себя в партию того самого молчаливого большинства, которое, по давно известной традиции, хотело бы продолжать безмолвствовать в наиболее ответственных ситуациях исторического выбора.
Важно не просто участвовать в событиях, а делать событием собственную жизнь.
День освобождения Одессы – событие, с которого ведет отсчёт современная история нашего города. Точнее, даже не история, а мы сами.