Германия обращается к «краткосрочной работе», поскольку ее экономические перспективы ухудшаются
Промышленная слабость побуждает работодателей пытаться избежать больших проблем
Завод Heraeus по производству кварцевого стекла в Биттерфельде и автозавод Nemak в Вернигероде имеют мало общего, по крайней мере, внешне. Но оба прибегли к одному и тому же необычному маневру, чтобы справиться с замедлением промышленного роста в Германии.
Эти три компании входят в число десятков компаний, которые навязывают своим работникам «краткосрочную работу», что, по словам экономистов, может стать предвестником неприятностей на немецком рынке труда.
Германия находится на десятом году экономического роста, уровень безработицы близок к рекордно низкому уровню после воссоединения. Но американо-китайская торговая война, опасения, что Brexit не будет заключен, и охлаждение китайского авторынка наносят большой ущерб ориентированной на экспорт экономике Германии.
«Наши члены говорят нам, что экономический бум закончился», - сказал Штеффен Кампетер, глава ассоциации работодателей BDA. «Мы наблюдаем боковое движение с риском спада».
Производственные заказы падают, а экспорт стагнирует, как и производство во многих отраслях сокращается. Министерство экономики Германии заявило на прошлой неделе, что ожидает ослабление промышленного сектора в ближайшие месяцы.
«С середины 2018 года немецкая обрабатывающая промышленность фактически переживала спад», - сказал Тимо Воллмершойзер, заместитель директора аналитического Центра макроэкономики и исследований LFO.
Немецкая экономика готовится к более трудным временам, чем те, что она переживала за последние пять лет
(Штеффен Кампетер, Ассоциация работодателей BDA)
Слабость Германии омрачает всю еврозону и может побудить ЕЦБ принять новые меры для поддержки экономики валютного пространства. На заседании совета управляющих банка в этот четверг многие инвесторы ожидают снижения ставки по депозитам ЕЦБ, уже на уровне минус 0,4 процента, а также возобновления покупок облигаций в конце года.
Промышленная слабость Германии теперь начинает накладывать свой отпечаток на трудовую практику страны. Недавнее исследование, проведенное г-ном Воллмершойзером, обнаружило, что все больше и больше компаний стремятся сократить свои расходы на заработную плату за счет сокращения рабочего времени сотрудников - признак опустошения книг заказов и замедления производства.
По его словам, это явление особенно широко распространено среди производителей тяжелых транспортных средств, таких как поезда, самолеты и оборонное оборудование: в этом секторе 30 процентов компаний прибегают к работе на short-time принципах. В среднем 3,8 процента производителей сократили рабочее время, но LFO ожидает, что эта цифра вырастет до 8,5 процента в следующие три месяца.
Преимущество краткосрочной работы очевидно: согласно немецкому законодательству правительство будет покрывать большую часть нехватки заработной платы работника, если его работодатель был вынужден сократить часы работы из-за экономического спада. Политика была впервые введена после финансового кризиса 2008 года для предотвращения массовых увольнений.
Согласно данным Федерального ведомства труда, в апреле было выплачена «дозаправка», известная как «краткосрочная надбавка» - 44тыс работникам (прим.ред. важно ориентироваться на 25! процентов всех немецких работников в таком статусе. Выплаты не получающие и не идущие в статистике по причине способа оформление занятости «работодателем» - https://www.fr.de/wirtschaft/fast-jeder-vierte-arbeitnehmer-minijob-11030470.html), по сравнению с 13 000 в апреле 2018 года.
В более широком смысле, компании больше не набирают так активно, как раньше. Согласно прогнозу Markit’s Germany Business Outlook, намерения по найму в частном секторе Германии являются самыми низкими с 2013 года и ниже среднего уровня Европы впервые за восемь лет.
IHS Markit заявил, что в сфере производства, начиная с 2014 года, фирмы сигнализируют о своем намерении сократить численность персонала.
«За несколько месяцев немецкие предприятия ушли из самых уверенных в еврозоне в вопросе найма на работу, - сказал Фил Смит, главный экономист IHS Markit.
Новое, более мрачное настроение было замечено в недавних объявлениях компаний. Химический гигант BASF заявил, что в ближайшие месяцы в Германии сократится 3000 рабочих мест. Конгломерат металлоконструкций для лифтов Thyssenkrupp сокращает свою немецкую рабочую силу на 4000, автопроизводитель Ford - примерно на 5400, а Bayer - на 4500.
Также было много предупреждений о прибылях от немецких голубых фишек. В этом месяце BASF снизил свой прогноз годовой прибыли на 30 процентов, обвинив торговые трения между США и Китаем и снизив спрос со стороны автомобильной промышленности, одного из ее крупнейших клиентов. Тем временем Daimler, производитель автомобилей Mercedes-Benz, выпустил уже четвертое предупреждение о проблемах прибыли чуть более чем за год.
До сих пор проблемы в отдельных компаниях не влияли на более широкие данные о занятости. «Рынок труда все еще находится в очень хорошем состоянии, и мы все еще ожидаем, что в ближайшие годы продолжится сильный рост заработной платы», - заявил в этом месяце немецкому радио Клаус Михельсен из аналитического центра DIW. С уходом бэби-бумеров нехватка навыков в Германии, и без того хроническая, похоже, сохранится.
Но если это продлится гораздо дольше, слабость немецкого производства может оказаться большим риском для экономики в целом. Если больше компаний уволят сотрудников, располагаемый доход уменьшится, а потребительская неопределенность возрастет, что увеличит опасность рецессии.
На прошлой неделе экономический аналитический центр IMK заявил, что в ближайшие три месяца в Германии существует риск рецессии на 36,6% - по сравнению с 30,9% в июне и в два раза выше, чем в июле прошлого года. В этом виноваты ухудшающиеся настроения в немецких залах заседаний, сокращение заказов из-за рубежа и небольшое падение вакансий на рынке труда.
Guy Chazan in Berlin
перевод от http://sg-sofia.com.ua
источник