Вы уже сделали выбор, в какую именно школу будет ходить ваш малыш? В каждом учебном заведении могут быть свои требования к ученикам, их навыкам и умениям. Поэтому важно подготовить ребенка к собеседованию по требованиям конкретной школы заранее.
Зачем нужны тестирования ребенка при поступлении в школу?
Нередко родители возмущаются, мол, раньше такого не было и зачем это вообще нужно, такой стресс, неужели без экзаменов ребенка не примут в школу? Ответ прост: примут, но не в каждую (например, в специализированную — вряд ли), да и учесть особенности развития и мышления малыша также не смогут.
Заочно, по одним вашим словам, школьные работники не могут верно определить, какой класс лучше подойдет вашему ребенку. Во время собеседования они проверяют, готов ли малыш к школе психологически и физически, достаточно ли крепок, хочет ли он учиться, насколько ориентируется в окружающем мире и умеет ли концентрироваться, а кроме того — насколько развита его речь, мышление, логика, мелкая моторика, навыки чтения, письма, счета. Коротко говоря – определяется, готов ли ребенок к обучению и уровню нагрузки школьной программы.
К этим вопросам и заданиям желательно подготовиться заранее.
За 20-30 минут собеседования школьные специалисты должны «считать» информацию, удовлетворяет ли подготовка и развитость ребенка установленным школьным требованиям.
Варианты вопросов на собеседовании
Чтобы подготовить ребенка к тестированию — поиграйте с ним. «Пригласите» в гости его любимых игрушечных персонажей и устройте светский раут. Пусть плюшевые мишки, куклы, машинки, роботы и прочие друзья беззаботного детства приведут себя «в серьезный вид» и отвечают вместе с вашим дошколенком на следующие вопросы.
«Как тебя зовут?»
Каждый первоклассник должен знать свое имя и фамилию (отчество также не повредит), чтобы учитель не гадал, в чей дневник ставить двойку. Шутка. Для первоклашек дневник – это, скорее, вожделенный атрибут, чем необходимый предмет, да и оценки им еще не ставят. Но, если серьезно, собеседования практически всегда начинаются с вопроса «как тебя зовут?», и если ваш ребенок будет говорить уверенно и спокойно начнет беседу, ему будет легче в том же ключе довести разговор до конца.
«Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?»
Кроме четкого ответа — «6 (7) лет» — желательно, чтобы ребенок ориентировался, сколько ему было год назад и сколько исполнится в следующем.
«Как зовут твою маму (папу)? Где/кем они работают?»
Постарайтесь избежать ответов типа «Папа – Вася, мама – Мася». Первоклассник знает и умеет называть полные имена (и желательно отчества) родителей, ведь он уже не шалопай-детсадовец, а серьезный и мотивированный на учебу член общества. Что касается профессий родителей, ваша задача — упростить и коротко назвать свою профессию/специальность или род деятельности, так чтобы дите мог без запинки ответить на столь каверзный вопрос.
Названные вопросы могут также обрасти вариациями: как зовут твоего братика (или сестричку)? Сколько им лет?
«Где ты живешь?»
Ответ «дома» — не совсем то, чего ожидают от ребенка на тестировании. Предполагается, что дошколенок уже знает свой точный адрес – город, улицу, номер дома и квартиры.
«Хочешь учиться в школе?»
Внимание, внимание! Момент истины. Предполагается, что сейчас откроются мысли и настроения ребенка: действительно ли он хочет (читаем — готов) учиться или считает школу очередной забавой. Чего ждут от его ответа: мотивации учиться, быть взрослым, умным, познающим новое. Если из ответа ребенка это не явственно слышно, будьте готовы к вопросам, соблазнительно подбрасывающим возможность пойти поиграть в песочнице с друзьями вместо учебы.
«Ты сам одеваешься?»
Как вы уже догадались, речь идет о самостоятельности ребенка. В этой серии на собеседовании могут прозвучать вопросы, касающиеся навыков следить за собой (умываться, чистить зубы и т.п.), одеваться (застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки), кушать, убирать за собой и помогать по дому…
Задания на умения
Кроме вопросов на собеседовании также проверяют и практические навыки ребенка. Жизнь первоклассника требует упорной работы, и сейчас в общих чертах выясняется, готов ли он ее осилить:
* сможет ли скопировать с образца узор или слово,
* сложить по частям картинку,
* выполнить задание на концентрацию.
* сосчитать до 10 и обратно,
* составить слоги из букв (ма, на, да…),
* решить простейшие задачки на сложение и вычитание,
* логически вычислить лишний предмет из ряда предложенных,
* составить короткий рассказ по картинке и т. п.
В домашних играх ненавязчиво тренируйте все эти навыки.
Кажется логичным разжевать ребенку по пунктам, что и когда его могут спросить во время собеседования. Однако воздержитесь от этого. Предугадать, как именно выстроит беседу специалист в вашей школе, невозможно, а, запрограммировав малыша на конкретные вопросы и сценарий, вы оказываете ему медвежью услугу. А вдруг встреча пойдет по-другому? Намного ценнее, чтобы ребенок мог свободно оперировать своими знаниями и умениями. Поэтому даже во время домашней подготовки не говорите вашему чаду напрямую: «а потом тебя спросят так…».