6 октября 2015 года во время брифинга в Укринформе первый заместитель Министра образования и науки Украины Инна Совсун заявила о намерениях Министерства в рамках реформирования системы общего среднего образования осуществить перевод на контракт учителей, начав с учителей старшего (пенсионного) возраста, которые продолжают работать. При этом с такими учителями, по ее словам, будут заключаться однолетние контракты, которые будут продолжаться только если будут оставаться часы, свободная ставка, потребность в дополнительных преподавателях.
По моему убеждению, заявление ответственного должностного лица Министерства о том, что в ходе реформы будет фактически создана система, в которой фактор возраста человека будет иметь значение при определении условий труда и, в конечном итоге, высвобождении работника, свидетельствуют о прямой дискриминации по признаку возраста. Такой подход к реформе однозначно нарушает как предписания Конституции Украины, нормы действующего законодательства о труде, социальной защите и принципах предотвращения и противодействия дискриминации, так и международные обязательства Украины.
Напомню, что статьей 24 Конституции Украины установлено, что не может быть привилегий или ограничений по неисчерпаемому перечню признаков, в том числе и по признаку возраста. Также в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 1 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» прямая дискриминация является ситуацией, при которой с лицом и/или группой лиц по их определенным признакам, в том числе возрасту, ведут себя менее благосклонно, чем с другим лицом и/или группой лиц в аналогичной ситуации, кроме случаев, когда такое обращение имеет правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми.
Анонсированный перевод только учителей пенсионного возраста на однолетние контракты с низкой вероятностью их продолжения фактически означает менее благосклонное отношение, которое будет иметь результатом их менее выгодное положение по сравнению с учителями других возрастных категорий, нарушение их трудовых прав и тому подобное. Ведь в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» государство гарантирует каждому гражданину преклонного возраста надлежащий уровень жизни, удовлетворение разнообразных жизненных потребностей, в частности, путем реализации права на труд в соответствии с профессиональной подготовкой, трудовыми навыками. Согласно части второй статьи 11 Закона запрещается отказ в приеме на работу и увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа по мотивам достижения пенсионного возраста. Дискриминация граждан преклонного возраста в области труда запрещается, а должностные лица, нарушающие эти гарантии, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть 3 статьи 2 Закона).
Аналогичные принципы относительно работающих граждан старшего возраста закреплены в Рекомендациях МОТ №162 о пожилых работниках и №166 о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя, Конвенции МОТ №158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя 1982».
Кроме того, такой подход нельзя считать пропорциональным озвученной Инной Совсун цели – обновлению преподавательского состава общеобразовательных школ и обеспечения преподавания в школах людьми, которые могут преподавать по-новому.
Представляется, что единственным основанием для непродления контракта с преподавателем независимо от возраста должны стать результаты прохождения независимой сертификации – системы, введение которой ожидается в результате принятия нового Закона Украины «Об образовании».