Последние 24 года украинский театр живет своей жизнью: без реформ, достойного финансирования и развития. О ситуации, которая сложилась в этой области на сегодняшний день, газете «Слово» рассказывает руководитель литературной, драматургической и информационной части Киевского театра имени Леси Украинки, заслуженный деятель искусств Украины Борис Курицын.
Вопреки прогнозам героя советского фильма телеоператора Родиона Рачкова «Москва слезам не верит» телевидение не вытеснило театр, но очень сильно ему навредило. На одну театральную зарплату жить сложно, поэтому современные актеры и режиссеры не отказываются от подработок во всевозможных сериалах, ситкомах, сиквелах и прочих скороспелых телепродуктах, которыми изобилует голубой экран. Разговор о современном украинском театре мы начали именно с этой темы:
Сериалы атрофируют мышцы актера
– Борис Александрович, можно ли быть хорошим актером и одновременно сниматься в телесериале?
– Появление различных «телемувиков» внесло свою лепту в падение общего уровня профессионализма как актерского, так и режиссерского. Чтобы создавать и участвовать во всех этих сериальных кошмарах профессиональная подготовка и не нужна вовсе. Эти истории могут быть построены с участием одних лишь аматоров по принципу: ситуация – типажи, типажи – ситуация. Для настоящего актера участие в съемках сериала равносильно тому, что он не использует свои возможности, тем самым, притупляя эти навыки. Представьте, что некий человек не шевелит рукой в течение целого месяца. За это время у него атрофируются мышцы. Ему понадобится специальная программа реабилитации и время, чтобы вернуть себе возможность пользоваться утраченными навыками. То же самое происходит и с актером. У него атрофируются профессиональные «мышцы»: ведь он не использует их. Ему не надо анализировать свою роль, вживаться в нее, искать в себе выразительность, перевоплощаться и прочее. У него есть текст, который он должен озвучить за съемочный день. А уж из этого кошмара потом слепят три-четыре серии. Такая деятельность сказывается на актерском мастерстве самым губительным образом.
– К сожалению, это не единственная проблема, с которой приходится сосуществовать театру...
– За 24 года существования независимой Украины ни одно из здешних правительств не уделяло ни секунды внимания театральному искусству. Деньги, которые выделялись на эту область, расхватывались прежде, чем успевали дойти до пункта назначения. О планомерном или поступательном развитии украинского театра вопрос вообще никогда не стоял. Даже в этих «спартанских» условиях появлялись талантливые люди, которые мыслили интересно и прогрессивно, имели потенциал к созданию авангардного направления. Но все это либо перемещалось в Россию, где есть возможности для развития, либо увядало.
Для сравнения можно взять те же 24 года в России, где театральная сфера очень хорошо финансируется. За это время там было создано огромное количество всевозможных театров, театриков, студий, школ, молодежных площадок, различных альтернативных проектов. При этом никто не перечеркивал классическое искусство, которое развивалось планомерно и поступательно. Большие деньги там выделяются на гастроли: у каждого провинциального театра есть возможность показать свои самые интересные спектакли на московских или питерских сценах в рамках театральных фестивалей, конкурсов, форумов и прочих мероприятий. Все это требует серьезного финансирования, но, с другой стороны, это необходимо для развития театральной сферы. Это обмен опытом, мастерством, культурное и идейное взаимное проникновение.
В Украине не построили ни одного театра
– Строятся ли театры в Украине?
– В Украине не было построено ни одного театра. А большинство тех, что были созданы на волне Перестройки, были закрыты. В итоге, здесь образовалась совершенно сухая почва, на которой очень сложно что-то вырастить. Украинские власти не сделали ни единого шага в сторону киноиндустрии, книгоиздательства и прочих культурных областей. Мы практически лишились этих видов искусства. Почва, на которой все это существовало, однажды лишилась подпитки. Мне вспомнилось название одного старого чешского фильма, который назывался «Пасла кони на бетони» – то есть «пасла лошадей на асфальте». Можно ли прокормить стадо на асфальте, вместо пастбища? Это невозможно. Так и украинский театр все эти годы «пасся на асфальте». Этот вид искусства не исчез только благодаря тому, что его корни уходят в советскую эпоху, когда было постоянное взаимодействие и слияние разных театральных школ: петербургской, московской и киевской. Эти школы были ручейками, которые со временем высохли.
– Как выживают современные киевские театры?
– Для сегодняшнего театра проще всего перейти на коммерческий репертуар, ставить современные бытовые комедии, мелодрамы или шоу – то, что массовый зритель «хавает». Многие театры выбирают оптимальное решение: половину репертуара составляет коммерческий театр, что дает учреждению финансовую подпитку. Половина – классические спектакли, сложные философские произведения, которые дают возможность профессионального роста актера. Должны также быть авангардные поиски, которые дают возможность продвижения вперед. Если из этой триады чего-то нет, это все равно, что убрать из рациона человека какой-нибудь витамин, каротин, например. Без каротина человек теряет очень важное качество – возможность хорошо видеть окружающий мир.
Уровень актеров и режиссеров снижается
– Как обстоят дела с театральным образованием?
– Уровень образования значительно снизился за прошедшие годы. В театральных вузах сокращены до катастрофического минимума занятия по мастерству актера, по сценической речи, движению. Будущих актеров совершенно бездарно учат иностранному языку без учета особенностей их будущей профессии. В наших вузах принята Болонская система (так называемый процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования – авт.) И если российские театральные вузы отказались участвовать в болонской системе, то наши взяли под козырек. В Украине немного вузов: в Киеве, Харькове, во Львове и училище в Днепропетровске. Чуть ли не в каждом городе при педагогическом училище есть курсы актеров, которые проводятся в кустарных условиях. Добавьте к этому господина Поплавского (ректор Киевского национального университета культуры и искусств), который готовит все, что двигается.
У нас сегодня уровень среднего актера, режиссера стал намного ниже, чем в советские времена. Ко мне на пятый курс приходят режиссеры. Для того, чтобы найти с ними общий язык и понять, какой у них уровень, я им даю доморощенные тезы. И тогда выясняется, что 90% из них литературу, которую я знал просто благодаря средней школе, не читали, а 90% спектаклей не видели. Раньше можно было за 16 рублей съездить в Москву, в Санкт-Петербург, туда и обратно. Побывать на репетициях Товстоногова, Эфроса, Ефремова. Посмотреть премьерный спектакль в их театрах. Современный уровень подготовки студентов неприятно поражает. Но даже в этой ситуации появляются таланты.
– Кого можете с ходу назвать?
– Андрей Белоус, например, который представляет поколение молодых режиссеров, хотя сам он уже не молод. Он возглавляет Молодой театр и за два сезона сделал очень много, то что другие не делают и за 15. При этом он абсолютно адекватно оценивает ситуацию в классическом театре. Для того, чтобы делать эксперименты, пробы и так далее, он создал маленький театр, который выступает в малом зале перед небольшой аудиторией. Это не требует больших финансовых затрат и можно привлекать в театр другого зрителя.
Театр никогда не мог развиваться только в направлении авангардного искусства. Вспомним начало XX века, когда стали появляться различные направления – имажинизм, футуризм и так далее. Они ведь появлялись в головах тех людей, которые блистательно владели, к примеру, классической кистью – в живописи, классическим стихосложением – в поэзии. Мейерхольд прежде, чем стал отрицать театральную систему, созданную Станиславским, прошел эту школу от и до. Он был блистательным актером театра Станиславского. Тот же блистательный художник Филонов прежде, чем стать авангардистом, был великолепным классическим художником. Сегодня другая ситуация. Сегодня отрицатели понятия не имеют о том, что они отрицают.
Вот говорят, замшелый театр... Да, сегодняшний украинский театр не является прогрессивным. Но я не могу сказать, что он находится в безнадежном упадке и что выбраться из этой регрессии невозможно. С другой стороны, те, кто кричит об этом, они ничего созидательного не предлагают.