Праздники, посвященные котам, есть во многих странах мира. Например, в Польше День кота отмечают 17 февраля, в Японии — 22 февраля, а в США котиков чествуют 29 октября. Эти дни появились в разное время и на основании разных событий. А вот на международном уровне данный праздник стали отмечать с 2002 года и день для этого выбрали — 8 августа.
В России и Украине еще с 90-х годов прошлого века «кошачьим днем» считается 1 марта потому, что март — любимый месяц самих котиков…
Начинается март, и наши «кошатники» поздравляют своих любимцев. Специальный день, выделенный под праздник для кошек, призван привлечь внимание ко всем заслугам этих животных перед людьми.
Фелинология — наука о кошках, утверждает, что кошки — умные животные, и если, в отличие от собак, они не приносят брошенную хозяином палку, то лишь потому, что «кошка не считает себя обязанной выполнять глупые приказы человека».
Коты и кошки радуют своих хозяев ловлей мышей и просто своим присутствием, они еще и полезны для здоровья. Врачи из США установили, что те люди, у кого есть в доме кошка, на 40% реже страдают от болезней сердца, у них реже случаются инфаркты и инсульты.
У людей и кошек отношения особые — простые, честные, лишённые притворства, без сложностей и противоречий. Собака человеку служит, прочих домашних животных он попросту использует, да ещё пренебрежительно называет скотиной.
И только с кошкой у человека полноценное сотрудничество — они живут вместе, потому что это выгодно им обоим. Для одиноких людей кошка является единственным существом, которому можно излить душу и которое в нашем веке вечной гонки и стресса успокаивает человека так, как это не сделает никакой психотерапевт.
Для того, чтобы понять «кошачью натуру», мы обратились к произведениям мировой литературы. Кошка в литературе разных жанров и эпох занимает особое место. Обаяние и тайна, которыми обладают эти изящные, грациозные, ускользающие и вновь являющиеся как ни в чём ни бывало прелестные животные, вдохновляли многих.
О кошках в литературных произведениях рассказывает методист Центральной городской библиотеки им. Ивана Франко Элла Димитриева.
Мудрые коты ответят на философские вопросы
Впервые кошка упоминается в китайских письменных источниках шестого века. В тексте говорится, что она очень похожа на тигра, только значительно меньше, живет в доме и ловит мышей. Не остались незамеченными положительные качества кошек и их с удовольствием пустили в сказки, в которых, как и в жизни, эти удивительные существа изображены верными помощниками человека.
Приписываемые кошкам волшебные способности, их девять жизней, связь с миром духов, умение предвидеть будущее и избавлять от недугов, открывали для писательского воображения самые широкие просторы. С детских лет каждый из нас помнит ученого Кота Александра Сергеевича Пушкина, отважного Кота в сапогах Шарля Перро или Кота Котофеича из русского фольклора, кота из сказки Евгения Шварца «Два клена».
В особую группу можно выделить сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», роман Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» и повесть Сосэки Нацумэ «Ваш покорный слуга кот». О героях этих произведений можно сказать словами В. Ходасевича: «в забавах был так мудр и в мудрости забавен» . Эти животные философски оценивают мир и всё, что в нём происходит. Порой коты рассуждают логически и мыслят лучше, чем люди; дают им советы, заставляют о многом задуматься и найти ответы на множество вопросов.
Вы задаётесь вопросом «куда идти»? Чеширский кот (Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес») ответит вам: «Смотря куда ты хочешь попасть. Куда-нибудь ты обязательно попадёшь. Нужно только достаточно долго идти». «Если не знаешь, что сказать, говори по-французски! Когда идёшь, носки ставь врозь! И помни, кто ты такая!» — это всё советы, к которым и сегодня будет не вредно прислушаться.
Загадка улыбки Чеширского кота не менее привлекательна, чем загадка Моны Лизы. Во времена Л. Кэрролла часто говорили: «улыбается, как Чеширский кот». Существуют две теории, пытающиеся это объяснить. Согласно первой из них: в графстве Чешир, где родился Кэрролл, некий неизвестный маляр рисовал ухмыляющихся львов над дверьми таверн. Согласно второй, чеширским сырам придавали одно время вид улыбающихся котов. «Это особенно в стиле Кэрролла, — утверждает доктор Филлис Гринейкер, автор психоаналитической работы о Кэрролле, — ибо в таком случае можно принять фантастическую идею, что кот из сыра может съесть крысу, которая съела бы сыр!».
В «Житейских воззрениях кота Мурра» учёный кот пишет свои глубокомысленные размышления на бумаге из дневниковых записей своего хозяина, композитора Крейслера. Автор сталкивает разные взгляды своих героев: реалистический и идеалистический (животного и человека). Если бы на месте животного-рассказчика был человек, то история при всей её гротескности не была бы такой эффектной.
Коты, как люди, а люди, как животные
Уже в самом названии повести Сосэки Нацумэ «Ваш покорный слуга кот» скрыт тонкий юмор.
Герои повести — коты и люди. Они говорят серьёзно о несерьёзных вещах и наоборот. Читатель должен это помнить, иначе он может уподобиться простодушному коту. Коты в повести — это маленькие человечки в масках. Среди них сохраняются те же социальные различия, что и среди людей, ведь они живут в мире, где служанка часто расценивается ниже кошки. В повести они на роли клоунов: разыгрывают интермедии между основными номерами.
Считается, что у кошки девять жизней. Однако в мировой художественной литературе она прожила гораздо больше перевоплощений. К хитрецам можно причислить кота Базилио из «Приключений Пиноккио» Карло Коллоди. У Джанни Родари есть философские сказки — «Про мышонка из книжонки», где встретились книжная мышка и книжная кошка, не знающие жизнь и умеющие общаться только друг с другом. Кошки всё больше утверждаются как существа особенные, со своим внутренним миром, с чувством собственного достоинства и удивительной проницательностью. Такова «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редьярда Киплинга.
«Мистические» коты
Тесная связь кошек со всем мистическим также не оставляла писателей равнодушными. В одном из своих лучших рассказов «Черный кот» Эдгар По изображает кота зловещим существом, неким воплощением судьбы, злого рока — в этом рассказе кот помогает разоблачить страшное преступление, которое главный герой рассказа скрывал много лет. Лирическому герою поэмы «Сфинкс» Оскара Уайльда в глазах кошки чудится разгадка главной тайны жизни, а сама поэма превращается в гимн всему кошачьему племени.
В повестях Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Майская ночь, или Утопленница» нечистая сила перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. В другой гоголевской повести «Старосветские помещики» идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Возвратившись к старушке, «бегляночка» уже «набралась романтических правил», и недолго остаётся при хозяйке. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти.
Несомненно, что знаменитый Кот Бегемот Булгакова — тоже из породы этих мистических существ. Образ кота получил в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова сильнейшее развитие. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная. Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) шутит, паясничает, скоморошничает. Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.
В разное время многие известные писатели обращались к теме, где одним из главных героев были эти домашние любимцы. Среди таких произведений есть и просто рассказы (К.Паустовский — «Кот ворюга», А. Куприн «Ю-ю», Е. Лукин «Дело прошлое», К. Чапек «С точки зрения кошки», Кортасар «Пространственное чутьё кошек», Э. Хемингуэй «Кошка под дождём», Ричард Бах «Кот», Рэй Брэдбери «Кошкина пижама»), есть и романы (Кунин «Кыся»), произведения известных авторов фантастики и фэнтези (Сергей Лукьяненко «Купи кота», Роберт Хайнлайн «Дверь в лето», Роберт Шекли «Беличье колeсо», Кир Булычёв «Разум для кота»).
Нельзя не вспомнить среди таких мистических существ и говорящего кота Василия из романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Именно его видит главный герой Александр Привалов на заборе возле НИИЧАВО (кот издревле считался проводником в иной мир душ умерших и постоянным свидетелем, а то и участником магических действий). Кот Василий вступает в конфликты и диалоги с Наиной Киевной (она же Баба-Яга), а Привалова отговаривает ехать на Лысую Гору, чтобы отвезти старуху на шабаш, глубокомысленно изрекая в усы: «Не советую, молодой человек, не советую. Съедят».
Не обходятся без котов и кошек и детективы — М. Гордон «Таинственный кот идёт на дело», М. Ширли Руссо — серия «Серый Джо», В. Корнев «Тайны рыжего кота», А. Качановский «Три трупа и фиолетовый кот»… Серия Лилиан Джексон Браун «Кот, который…», где каждая книга так и называется: «Кот, который выследил вора», «Кот, который знал Шекспира», «Кот, который там не был»…
Это, в большинстве своем, классические произведения, где упоминаются эти замечательные животные, а какие современные писатели пишут о котах и кошках вы узнаете из следующей статьи.