«Последние социологические данные не дают действующему президенту оснований для оптимизма. Например, по данным июльского исследования социологической группы «Рейтинг», он занимает шестое место, уступая не только влиятельным парламентских политикам – Тимошенко, Гриценко, Бойко и Ляшко, но даже и клоуну (не политическому, а обычному – эстрадному) Владимиру Зеленскому.
В общем, 2019 год грозит Петру Порошенко бесславным завершением политической карьеры, с результатом ненамного лучшим, чем был в 2010 году у его кума – Виктора Ющенко. Порошенко, понятно, на покой не хочет. Ибо никакого покоя у него не будет. А будут – большие неприятности», – утверждает известный политтехнолог Василий Стоякин.
Как мы докатились до состояния, при котором обычная демократическая процедура передачи власти превращается в проблему чуть ли не физического выживания? Ответ прост: мы утратили остатки политической инфраструктуры.
Страна с 1991 года перманентно находится в состоянии политического хаоса, который становится своего рода реальным и, возможно, единственным достижением украинской независимости.
И все потому, что открыто никто не может заявить, что строится заповедник для хозяев, в котором им, хозяевам, все будет можно, ну абсолютно все! Естественно, что все это счастье будет за счет кого-то, и этот кто-то, конечно же, будет народ.
Ни один правитель в ясном уме и трезвой памяти, тем более, формально ограниченный Конституцией, не может просто так выйти и заявить: «Дорогой народ, с сегодняшнего дня никакие твои права не будут соблюдаться, кроме трех – быть подоенным, постриженным и обобранным». То есть, сделать такое можно, а вот говорить об этом открыто – никак нельзя!
Постоянно обманывая ожидания народа, политикообразующий класс лавирует в буре перманентного политического кризиса, попутно ловя рыбку в мутной воде, не пытаясь выстраивать стратегию будущего.
Стратегия, как поиск оснований для совместного бытия, никем из действующих украинских политиков не рассматривается даже в принципе, все строят свой политический капитал на расколе экономическом, политическом, религиозном, шаг за шагом приближаясь к катастрофе.
Хаос и политическое наперсточничество не исчезнут сами собой. Преодолеть их можно только при помощи межэлитного консенсуса, направленного на развитие страны, при этом опираться он должен на структуры гражданского общества. Взращивать которые следует в рамках политической инфраструктуры.
Мы превратились в страну, постоянно упускающую возможности. Даже идеи майдана и антимайдана могли породить двухпартийную систему в нашей стране, но и этого не произошло. Все, что ни происходит – все работает только на разрушение.
С высоких трибун постоянно звучат вальяжные речи, какой режим строить: парламентско-президентскую республику или президентско-парламентскую? Да какая разница!
Никто из украинских властей не продвигает парламент как инструмент для публичной обкатки властных инициатив и их обсуждения. Верховная Рада так и не стала элементом политической инфраструктуры, несмотря на обильное государственное финансирование и наличие в ней отдельных – по-настоящему популярных и харизматичных депутатов.
Еще со времен Леонида Кучмы задача ставилась совсем другая – депутаты должны были быть максимально управляемыми и зависимыми от Банковой. Однако при такой схеме общение с народом в кризисный момент для такого парламентария может оказаться тяжелой или даже непосильной задачей. Именно этим, а ничем другим объясняется низкий рейтинг доверия к парламенту со стороны народа.