Информация к новости
15-12-2020, 17:00

Доедаем наследство предков, а что оставим потомкам?

Категория: Новини / Статті


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

 

Черноземы деградируют
Украину природа наградила неоценимым даром – плодородными черноземами. Однако это не постоянный плодородный потенциал, он имеет определенный резерв и его необходимо пополнять. Если этот резерв истощается, то урожайность сельскохозяйственных культур начнет снижаться. И может прийти такой уровень, когда чернозем превратится в пустую, безжизненную породу. Земледельцы об этом всегда помнили и стремились так вести хозяйство, чтобы плодородная сила пашни поддерживалась на высоком уровне. А для этого стремились пополнять почву органическими удобрениями, используя навоз от домашнего скота. Кроме того, придерживались смены культур, чтобы они не повторялись несколько лет на одном поле. Стремились внедрять щадящую обработку почвы. Как видим, хлебопашцы даже при индивидуальном ведении сельского хозяйства придерживались прописных азов агротехники, не говоря о том времени, когда земля была закреплена за колхозами и совхозами. В те годы строго придерживались севооборотов, а многотысячные стада крупного рогатого скота обеспечивали органикой все поля. Все эти меры способствовали поддержанию в почве нормального уровня гумуса – основного источника развития растений и получения высоких урожаев. К сожалению, когда в Украине произошла реформа сельского хозяйства и землю распаевали среди жителей сел, новые владельцы перестали заботиться не то что о повышении плодородия земли, но и о том, чтобы сохранить накопленный гумус в ней. В результате украинские черноземы начали резко снижать плодородную силу, теряя гумус. С 1991 по 2019 годы в наших черноземах содержание гумуса уменьшилось в 22 раза.
Это результат безответственного отношения к черноземам тех, кто сейчас обрабатывает землю. В основном на ней заняты те, кто берет ее в аренду у владельцев паев. Арендатор – временный «хозяин» земли. Его задача – больше получить выгоды сегодня, не заботясь о будущем. Мне могут возразить: мол, нынешние фермеры и арендаторы получают более высокие урожаи, чем прежде. Да, верно, но за счет чего? За счет того, что в почве еще остался потенциальный запас накопленного нашими предками гумуса. Роста же урожаев добиваются за счет увеличения внесения в почву высоких доз минеральных удобрений, защиты посевов гербицидами и пестицидами. Именно это и привело к тому, что запасы гумуса уже снизились. Такое ведение агротехники нарушает экологию окружающей среды и не способствует получению экологически чистой сельскохозяйственной продукции, спрос на которую растет на мировом рынке.
Как установили ученые, в Украине годовой экономический ущерб из-за недобора урожая от деградации почв на посевной площади 10 миллионов гектаров составляет более 34 миллиардов гривен, а объем упущенной прибыли – 7 миллиардов гривен. В среднем ежегодные потери гумуса в распаханных почвах Украины составляют 500 килограммов на гектар. Вот почему запасы гумуса в распаханной почве ежегодно уменьшаются. Если в 2000 году содержание гумуса в почве в среднем составляло 3,1% и ежегодно его пополняли из расчета 692,9 килограмма на гектар, то в настоящее время вносят всего по 274,3 килограмма на гектар. Или такой пример ученых-аграриев, в 1882 году запасы гумуса в почвах степной зоны составляли 4,4%, в 1961 году они снизились до 3,96%, а в 2015 году – 3,1%. А что это составляет в денежном выражении? Ученые подсчитали: для того чтобы восстановить содержание гумуса на посевной площади на 0,01%, необходимо вложить более 14 миллиардов гривен. По подсчетам института «Держгрунтоохороны», в Украине на каждом гектаре уже потеряно 0,225% гумуса, что оценивается в 311,9 миллиарда гривен. А это значит, что государство из-за недобора урожая сельскохозяйственной продукции на каждом гектаре ежегодно недополучает по пять миллионов гривен, а в пересчете на посевную площадь эта сумма равна размеру ВВП небольшого государства.


Деградацию черноземов необходимо приостановить
Приведенные примеры ведения сельхозпроизводства в Украине показывают, что если его не изменить, то наступит время, когда наши черноземы превратятся в безжизненную породу. Чтобы этого не случилось, земля должна быть в руках тех, кто бы не думал только о быстрой выгоде сегодня, а заботился о сбережении и накоплении плодородной силы почвы. Внедрял щадящую обработку земли, планировал, как выращивать урожай в условиях изменения климата, особенно с учетом сокращения осадков. А что это уже проявляется в Украине, особенно в ее южной стороне, можно было наблюдать в южном регионе Одесской области. Здесь из-за отсутствия осенних осадков фермеры не смогли получить всходы озимых зерновых и рапса. Даже на тех полях, где получили поздние всходы, многие растения погибли или слабо развивались от недостатка весной влаги в почве. В результате земледельцы не получили ожидаемый урожай и многие не смогли рассчитаться в полном объеме с владельцами паев земли и с банком за полученный кредит.
Как утверждают синоптики, подобные явления, когда годовые осадки значительно сократятся, будут наблюдаться и в будущем. Следовательно, фермеры и все владельцы земли должны сегодня готовиться к выращиванию растений с учетом изменения климата. Необходимо в корне изменить обработку поч-вы, она должна быть такой, чтобы в ней максимально накапливалась и сберегалась влага. Учитывая, что наши черноземы из-за нарушения агротехники теряют гумус, необходимо внедрять такую обработку почвы, чтобы в ней увеличивалась органика за счет пожнивных остатков. А для этого отказаться от безотвальной вспашки, когда большая часть пожнивных остатков не превращается в органические удобрения, а остается сухой в верхних слоях почвы. Классическим способом вспашки почвы по-прежнему остается отвальная, когда пожнивные остатки большим лемехом плуга заделываются в нижний, более влажный. горизонт почвы. Здесь пожнивные остатки под влиянием грибковых и бактерий превратятся в органические удобрения. Предплужники, в свою очередь, заделывают пожнивные остатки в верхнем горизонте вспашки. Учитывая постоянный дефицит влаги в степных районах, необходимо ввести правило: за комбайном на поле должны выходить агрегаты с лущильниками. При лущении верхний слой почвы мульчируется, что сохраняет влагу в почве.
А возможно нам стоит пересмотреть само ведение земледелия и отказаться от массовой распашки земли? В настоящее время в Украине распахано 56,1% земельных угодий, тогда как в Польше – 35,7%, Белоруссии – 27,9%, в Великобритании – 25,8%, в США – 16,9%. А что значит массовая распашка земли? Это резкое сокращение естественных выпасов для скота, усиление влияния ветровой и водной эрозии.
Мне во время школьных каникул приходилось в летнее время быть пастухом коров или молодняка крупного рогатого скота. Раньше было выгоним скот на огромные целинные поля, животные вольно себя чувствовали, досыта наедались разнотравьем и давали высокую отдачу. Однако еще до войны в совхозе многие пастбища распахали даже там, где были значительные склоны. В результате животных даже летом приходилось подкармливать выращенными зелеными кормами. Это сразу же сказалось на удорожании себестоимости молока и приросте живой массы скота. Кроме всего, на распаханных склонах начала развиваться вод-ная и ветровая эрозия. И сегодня здесь можно наблюдать, как во время осадков в овраги с почвы смывался плодородный грунт.
По роду службы прежде мне приходилось бывать во многих европейских странах, где я наблюдал, как на огромных естественных пастбищах свободно пасутся животные, сытые, всегда накормленные и дающие высокую продуктивность с минимальными затратами.


Что значит изменить ведение земледелия?
В наших условиях – это научиться получать высокую отдачу сельхозпродукции с учетом изменения климата. А этого можно добиться только при рациональном использовании того количества осадков, которое выпадает в степных районах. Следовательно, современная агротехника должна вестись так, чтобы при минимальных запасах влаги в почве получить максимальную отдачу. А этого можно добиться, если в почве есть достаточное количество питательных веществ – тогда на единицу прироста растений потребуется минимальное количество влаги. Встает вопрос: как пополнить органику в почве? Заделка стерни в почву лишь частично пополнит органику. Следовательно, дополнительно необходимо вносить в почву удобрения. А где их взять? Надо развивать животноводство, от чего так упорно отказываются фермеры. Для них развитие животноводства – дополнительные хлопоты и плохая экономическая отдача. Им легче купить минеральные удобрения, и получить высокий урожай за счет еще сохранившегося гумуса в почве. А что будет после, пусть заботятся потомки.
Но при этом встает вопрос: где взять органические удобрения, когда осталось минимальное количество крупного рогатого скота? Так, до обретения Украиной независимости в стране насчитывалось более 27 миллионов голов КРС, в том числе коров – почти 9 миллионов голов. В настоящее время осталось 3,45 миллиона КРС, в том числе 1,78 миллиона голов коров. Сельское хозяйство всегда развивалось гармонично, когда земледелие способствовало развитию животноводства, а животноводство являлось основным источником органики. Вот почему в почве не наблюдалось значительное сокращение гумуса, а минеральные удобрения способствовали более эффективному использованию органики в почве.
Важно государству и фермерам обратить внимание на лесозащитные насаждения на наших полях. Я помню, когда в тридцатых годах прошлого века в Украине масштабно высаживали лесозащитные полосы. Если посмотреть на снимки нашей территории, полученные из космоса, то можно увидеть, что вся она поделена на четкие квадраты, разбитые лесными насаждениями. Они защищают поля от ветровой эрозии, а зимой в них накапливается большое количество снега, который при таянии пополняет поля влагой. К сожалению, в настоящее время за этими насаждениями никто не смотрит, а многие вырубили на дрова жители близлежащих сел. У этих насаждений должен быть хозяин. Фермеру эта обуза не нужна. А государство о них очевидно вообще забыло.
Юг Украины постепенно превращается в полупустыню из-за развития засухи. Чтобы это не усугубилось и наши черноземы полностью не деградировали, необходимо повернуться лицом к орошению. Украина имела многомиллионные орошаемые площади. К сожалению, о них тоже никто не заботился, государство мало выделяет средств на поддержание и развитие поливного земледелия, а у фермеров тоже нет средств, чтобы содержать и развивать орошение. Работаем пока за счет того, что осталось от СССР. Но за годы независимости подающие воду трубы проржавели, каналы обмелели, позарастали сорняками, а лотки развалились и воду стало трудно подавать на поля. А ведь в наших условиях, при постоянном дефиците влаги в почве, только развитие орошаемого земледелия может поддержать плодородную силу пашни.


Родную мать не продают
Такое предложение, очевидно, никакому здравомыслящему человеку и в голову не взбредет. Так почему же наши правители решили открыть рынок земли? Ведь это наша всенародная кормилица, как родная мать, а мы ее на продажу. А ведь Владимир Зеленский в президентских предвыборных выступлениях обещал, что важные вопросы будут решать вместе со всем народом, то есть на референдуме. Но уже принят закон о том, что в 2021 году начинается рынок земли, и ни о каком референдуме пока речь не идет. Очевидно, нас хотят поставить перед свершившимся фактом. Мол, деньги нужны. От приватизированной промышленности остались лишь олигархи, нажившие капитал на приватизации. Теперь очередь приходит за новыми олигархами – латифундистами. А там, гляди, через них к нам поступит и зарубежный капитал.
Однако новые магнаты от земли не станут заботиться о повышении ее плодородия, им нужна быстрая выгода. Они будут выжимать из земли остатки плодородия и обещать, что будут проявлять заботу о земле позже. Но позже может настать тогда, когда знаменитые украинские черноземы превратятся в безжизненную породу. Вот что ждет наших потомков. Опомнитесь, господа, пока не поздно!




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.