Он грезил небом
Молодежь 30-х годов прошлого века мечтала о военной карьере. Одних на это вдохновляли фильмы и рассказы о героических подвигах пограничников, других – такие киношедевры, как фильм «Три танкиста». Но чаще всего мальчишки с большой завистью читали сообщения о героических достижениях советских летчиков. Особенно «короля» неба – Валерия Чкалова. О его беспосадочном перелете в США вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Кого мог оставить равнодушным мужественный дрейф папанинцев на льдине, на Северном полюсе?
Юноши и многие девушки того времени жили мечтой о подвигах. Именно поэтому они посвящали свои повседневные дела учебе и труду. Одним из таких мечтателей был и одесский юноша Марк Орзих. Как и многие одесские мальчишки того времени он тайком посещал загадочные катакомбы в надежде найти там исторические реликты. Но больше всего его влекло небо.
– Быть летчиком – главная моя мечта тех лет, – вспоминает Марк Орзих. – Вот почему, как только в Одессе открылась спецшкола военно-воздушных сил СССР, я, вопреки возражениям родителей, после 7 класса поступил туда.
Казалось, вот и сбылась заветная мечта: Марк приобщился к постижению азов летного дела, но как говорят, человек предполагает, а Бог располагает. В его судьбу, как в жизни миллионов советских граждан, вмешалась война. Марку пришлось прервать учебу в спецшколе и вместе с мамой эвакуироваться из полуосажденной Одессы, которую в те дни защищал, и где погиб его отец – Филипп Григорьевич Орзих.
– Мы с мамой одним из последних морских рейсов покинули родной город и направились с огромным потоком эвакуированных вглубь страны, – вспоминает Марк Филиппович. – Остановились мы в Самарканде. Глубокий, спокойный тыл. Но нужно было обеспечить себе пропитание. Работу в те годы легко было найти. О престижных занятиях говорить не приходилось, важно, чтобы работа обеспечивала прожиточный минимум. Работал грузчиком, киномехаником и токарем на военном заводе. Правда, рвался на фронт. Военкомат, после нескольких обращений, отменил «бронь» и направил меня на месячные курсы в пулеметно-минометное училище.
В конце-концов Марк своего добился, стал солдатом, но, к сожалению, не летчиком. После быстрого обучения в училище он был направлен на фронт пулеметчиком. Когда молодой боец принимал воинскую присягу, командование обратило внимание на то, что Орзих начинал свою военную карьеру с авиационной подготовки. Поэтому его и отправили не на фронт, а в Серпуховское авиационное училище, где он прошел ускоренный курс обучения. Затем, после стажировки на Куйбышевском испытательном аэродроме, Марка направили на 2-й Прибалтийский фронт в штурмовую авиацию стрелком. Как видим, юношеская мечта Марка Орзиха сбылась, но в грозные годы.
Марк Филиппович вспоминает радостные дни далеких военных лет, когда приходили сводки об успешных боевых операциях, вспоминает горести поражений и переживания о гибели друзей. Он участвовал во многих боевых операциях, но ему особенно запомнились события, связанные с освобождением Польши, бои в Германии, разгром Берлинской группировки немецких войск и взятие Берлина. Марк Орзих участвовал в них в составе 724 Краснознаменного гвардейского полка штурмовой авиации 1-го Белорусского фронта.
Войне конец, как быть дальше?
Отгремели салюты в честь Великой Победы, но военное мастерство необходимо было повышать. Как вспоминает Марк Филиппович, тогда появилось и свободное время. В дивизии организовали школу, в которой можно было продолжить учебу.
– Несмотря на то, что я учился, удачно складывалась военная карьера, хотелось демобилизоваться и вернуться в родную Одессу, – рассказывает Марк Филиппович. – Однако об этом в то время можно было лишь мечтать. И вдруг, как это бывает в жизни, шанс на демобилизацию возник неожиданно. По послевоенным медицинским показаниям с учетом ранений я был признан негодным к службе в штурмовой авиации.
Так неожиданно Марк Орзих вернулся в Одессу. Надо было зарабатывать на жизнь. Пробовал себя в аэроклубе, в сельском райкоме комсомола. А вернувшись в город, устроился токарем на завод и продолжил учебу в десятом классе вечерней школы.
– Вы спрашиваете, откуда у меня появилось желание стать юристом? Я и сам не знаю. В нашем роду этой профессии не было, но такое решение пришло само по себе, – говорит Марк Орзих. – Выбора учебного заведения по этой специальности не было, кроме университета. Не без препятствий, но я стал студентом юридического факультета.
Вот так и определилась его послевоенная судьба. И надо сказать, очень удачно. Он достиг самого высокого положения в юридической науке. Важно, что к этой вершине он поднимался по крутой, восходящей лестнице. Сначала работа в прокуратуре, затем в милиции. За 20 лет дослужился до полковника. Приобрел огромный опыт юридической работы, что позволило в дальнейшем применить его в своей научно-педагогической деятельности. Он общался со студентами, не как теоретик, а как теоретик-практик.
Удачная научная карьера
Это сейчас, с пьедестала высотой в 90 лет, Марк Филиппович может оглянуться и оценить жизненный горизонт в научном мире, как свершившийся факт. Но к этому был огромный путь. За плечами большой практический юридический опыт. Его-то и можно было передать студентам. Сначала приобщился к работе по совместительству в Одесском филиале Всесоюзного юридического института. А это, в свою очередь, стимулировало излагать свои мысли в публикациях. На них обратили внимание в ученом юридическом мире. Предложили стать аспирантом в том же ВЮЗИ, где его научным руководителем стал ректор института профессор К.А. Мокичев.
– Мое решение заняться научно-педагогической работой окончательно было принято после встреч и близкого общения с опытными и авторитетными учеными, такими, как профессоры П.Е. Недбайло, К.А. Мокичев, В.В. Середюк, С.В. Кивалов и другие.
Марк Филиппович сначала работал в Одесском государственном университете. Одновременно занимал должности заместителя декана, затем декана факультета университета. Со времени образования Одесского юридического института, а затем Академии в 1997 году, Марк Орзих работал заведующим кафедры конституционного права и проректором по международным связям. Благодаря его творческой работе, нынешний Национальный университет «Одесская юридическая академия» имеет большие международные научные связи.
Все научные и педагогические заслуги юбиляра – трудно перечесть. Он внес большой вклад в разработку ныне действующей Конституции Украины. Он является научным советником комитета по правовой политике Верховной Рады Украины, экспертом Конституционного суда Украины и многих других авторитетных органов страны. В его научном багаже около 500 публикаций.
За достижения в трудовой и научно-педагогической деятельности Марк Филиппович награжден 34 государственными наградами. В 2004 году Международным биографическим институтом признан «Человеком года». В 2008 году – назван среди выдающихся мыслителей XXI столетия, а в 2005 году Областной союз юристов Украины назвал его «Юристом года Одесщины».
Среди всех наград, Марку Филипповичу особенно дороги те, которых он удостоен в годы войны. А это – 29 орденов и медалей, 8 грамот, благодарностей Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР, Знак «Гвардия». Он их заслужил в боях за Родину, за разгром фашистской Германии.
Говорят, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево и вырастить детей. В нашем же случае я бы добавил, что он еще и обучил своей профессии: у Марка Филипповича Орзиха тысячи студентов-выпускников. Многие из них уже давно ушли на заслуженный отдых, но большая их часть и сегодня стоит на страже законов Украины. И уверен, каждый из них с благодарностью вспоминает своего наставника, который вооружил их знаниями.
Да, позади 90 лет! По годам – много, а по жизни – это очень небольшой путь. Кажется, все было недавно: одаренный мальчишка, бегающий по старым улочкам Одессы, суровые военные годы и нелегкий послевоенный период: учеба, наука. Ежегодные знакомства с новыми студентами и немного грустное расставание с ними в день выпуска. Все это уже в прошлом. Трудная и успешная работа. И все же, успех в жизни во многом зависит от надежного «тыла», домашнего очага, который создает друг жизни и супруга Галина Федоровна. Вместе они воспитали двоих дочерей.
Вместо эпилога, размышления юбиляра
– Годы, конечно, берут свое, и главное – следить, чтобы они не перехватили лишнего. Все же пора «сбавлять обороты». Но не хочется и не можется. Такое впечатление, что сел на велосипед и кручу педали – остановиться, передумать, притормозить уже нельзя…
Уважаемый Марк Филиппович, «не тормозите», крутите педали, пока можете. Долгих и благополучных вам лет!