Поставляемые Украине портативные и высокотехнологичные боеприпасы, такие как ракеты Stinger и Javelin, находятся в центре программы мониторинга из посольства США в Киеве. Об этом пишет американская ежедневная газета The New York Times.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
После опасений в Конгрессе и обвинений России в контрабанде оружия, администрация Байдена в четверг обнародовала свой план по обеспечению того, чтобы оружие на сумму 17 миллиардов долларов, которое отправляется в Украину, попало на поле боя, а не на черный рынок.
В пятистраничном документе, в общих чертах описывающем программу, описывается оказание дополнительной поддержки Украине. Однако в документе говорится: «Мы признаем, что хаотичный характер боя может затруднить это».
Беспокойство по поводу торговли оружием, будь то экстремистские группы, враждебные правительства или российская армия, возникло почти сразу после того, как США и их европейские союзники начали оказывать военную поддержку Украине. Эксперты говорят, что почти невозможно отследить всё легкое вооружение, в том числе переносные управляемые с плеча ракеты, известные как «Джавелины».
Американские официальные лица заявили, что они уверены, что высокотехнологичные ракеты, пусковые установки и другое вооружение, подаренное Украине, достигло линии фронта. Они также отметили недавние аресты россиян и других лиц, пойманных при попытке контрабанды автоматов, боеприпасов и другого оружия.
Тем не менее, законодатели в Конгрессе потребовали более строгого надзора. «Американские налогоплательщики заслуживают того, чтобы знать, что их деньги помогают Украине эффективно давать отпор России», – заявил в мае сенатор-республиканец от штата Луизиана Джон Кеннеди.
В июле Европейское полицейское агентство, известное как Европол, заявило, что поток оружия, отправляемого в Украину, «может привести к увеличению поставок огнестрельного оружия и боеприпасов в ЕС через установленные маршруты контрабанды или онлайн-платформы».
«Эта угроза может стать еще выше после окончания конфликта», – предупредило агентство.
В том же месяце министр обороны Украины Алексей Резников заявил ВВС, что растущие опасения по поводу незаконного оборота оружия в значительной степени являются результатом российской кампании по дезинформации и что Украина осуществляет отслеживание несколькими способами. Но он признал возможность контрабанды оружия из Украины в остальную Европу и подтвердил, что некоторые вооружения были захвачены русскими.
Высокопоставленный чиновник администрации Байдена на этой неделе заявил, что США известен только один поддающийся проверке пример контрабанды системы вооружения из Украины с начала войны: противотанковый гранатомет шведского производства, который взорвался в багажнике машины примерно в 10 милях от Москвы. Согласно сообщениям СМИ об инциденте, в результате майского взрыва был ранен российский военный в отставке, который только что вернулся с востока Украины.
Чиновник на условиях анонимности описал план администрации Байдена по борьбе с контрабандой до того, как он был обнародован в четверг. План выходит за рамки непосредственных потребностей поля боя и предполагает привлечение дополнительных кадров и других ресурсов для посольства США в Киеве в ближайшие годы, чтобы помочь с надзором.
По словам высокопоставленного чиновника, основное внимание в плане уделяется переносным, смертоносным и высокотехнологичным боеприпасам. Среди них, по его словам, более 1400 ракет ПВО Stinger и 8500 противотанковых управляемых ракет Javelin, которые предоставила администрация Байдена.
Николай Соков, эксперт Венского центра по разоружению и нераспространению оружия и бывший российский дипломат, сказал, что украинские силы или другие официальные лица вряд ли будут торговать оружием, которое крайне необходимо на поле боя. Но он констатировал «невозможность отследить» стрелковое или легкое оружие, в том числе запускаемые с плеча ракеты, в хаосе военного времени.
Он сказал, что ему неизвестны случаи, когда более крупное оружие, такое как гаубицы или РСЗО, контрабандным путем вывозилось украинцами с поля боя на черный рынок.
«Но когда речь идет не о национальном выживании, мы можем увидеть возрождение некоторых теневых схем, – сказал Соков. – Поэтому после того, как закончатся активные боевые действия, система слежения, система мониторинга будет ещё более необходима, чем в этот момент».
На прошлой неделе Россия заявила, что каждый месяц в Украину переправляется западное оружие на сумму 1 миллиард долларов. В среду президент России Владимир Путин заявил официальным лицам из бывших советских республик, что «серьезные проблемы создает черный рынок оружия, действующий в Украине, и трансграничные преступные группировки активно участвуют в его контрабанде в другие регионы».
Но высокопоставленный чиновник администрации Байдена сказал, что фотографии в социальных сетях предоставленного американцами оружия, которое якобы предназначалось для продажи, были еще одним продуктом российской дезинформации. Соков также сказал, что неудивительно, что Москва «была бы очень заинтересована в том, чтобы вызвать некоторые опасения на Западе».
«Конгресс, в зависимости от результатов выборов в следующем месяце, может действительно забеспокоиться, усмотрев в этом причину для замедления или сокращения поставок оружия», – сказал Соков.