Вот, казалось бы, живем в век информационных технологий, все тесней окружаем себя гаджетами. Проснулся утром – и сразу к компу (ноутбуку, планшету, айфону, смартфону, далее – по выбору), а что там в мире, в стране и в городе делается? Даже самые непродвинутые из нас все знают и обо всем наслышаны: если не по ТВ, так по радио или из газет.
Это я к чему? А к тому, что нас как обманывали во времена оны, так и продолжают обманывать. И никакие достижения прогресса не помогают.
Уж сколько раз твердили миру... А мир готов обманываться опять и опять.
Мошенники играли и играют на человеческих слабостях. И ничего с этим не поделать.
Виктору Семеновичу позвонили на мобильный телефон. Приятный женский голос сообщил, что звонят из Пенсионного фонда. Звонившей даме было известно всё: и фамилия, и имя-отчество мужчины, и в каком банке у него зарегистрирована платежная карточка. Далее звонившая женщина радостно сообщила Виктору Семеновичу, что в связи с изменением в Налоговом кодексе изменились суммы отчислений от заработной платы, и у него тут скопилась приличная сумма, которую ей нужно перечислить на его счет.
Надо сказать, Виктор Семенович еще не достиг пенсионного возраста и работает, преподает в одном из одесских вузов. Деньги, тем более свои, кровные, совсем не лишние и для работающего человека, поэтому мужчина решил зайти в ближайшее отделение своего банка.
Нет-нет, был ответ «сотрудницы фонда», вам не нужно идти в банк, просто найдите ближайший банкомат. Тем временем, вам на телефон сейчас поступят пять гривен. Действительно, через несколько минут деньги были переведены. Затем, следуя указаниям женщины, Виктор Семенович нажал какую-то комбинацию цифр, как потом оказалось, произведя переадресацию телефона, и направился к банкомату. Там, по указке, он послушно выполнял какие-то хитрые действия с кнопками. И когда до завершения всей сложной процедуры оставался последний шаг, его вдруг как будто ударило током. В самый последний момент он понял, что переводит 900 гривен на чей-то мобильный телефон. Отменив операцию и отключив мобильник, он целый день не мог прийти в себя от происшедшего. Его, человека неглупого, со степенями и званиями, едва не провели, как последнего лоха.
Но возникает вопрос: откуда у звонившей были все его паспортные данные? И так ли уж надежен банк, которому он доверял и счет в котором открыл.
А вот совсем другая история, но по накалу страстей даже более драматичная.
Произошла она неделю назад.
2 декабря в три часа ночи Людмилу Семеновну разбудил звонок стационарного домашнего телефона. Надо сказать, эта умная миловидная женщина в свои за 60 имеет за плечами большой жизненный опыт. Была хорошим специалистом в своем деле, занимая солидную должность, а сейчас помогает детям, воспитывает внуков, занимается домом, читает, путешествует. Это я к чему? Да к тому, что Людмила Семеновна – не просто малограмотная бабушка на завалинке, с компьютером на «ты», а вот поди ж ты!
Ночные звонки никогда не сулят ничего приятного и радостного. И тут, спросонья, схватив трубку, женщина услышала всхлипывающий голос младшего сына: «Мама, мама, у меня беда! Что мне делать? Я не знаю». «Олег, что произошло? Где ты?»– закричала Людмила Семеновна. Но вместо сына ответил незнакомый голос. Представившийся работником органов правопорядка, человек сурово сообщил, что ее сын совершил серьезную аварию, задавил человека, задержан и находится в отделении милиции. «А пострадавший жив?», – с дрожью в голосе спросила Людмила Семеновна. «В больнице, в реанимации, не исключен летальный исход», – был ответ. Далее «милиционер» в очень резкой форме начал отдавать бедной женщине распоряжения.
«Хотите вернуть сына, не хотите его видеть за решеткой и носить ему пожизненно передачи в тюрьму – тогда действуйте немедленно. Цена вопроса – девять тысяч. Нет, не гривен, – долларов. Сейчас к вам подъедет наш человек. Где вы живете? Говорите свой адрес. Никому не звоните. Какой у вас мобильный? Включите его».
Словно под гипнозом, женщина через силу, непослушными губами назвала домашний адрес. Пробормотала: «Но у меня нет таких денег. Я смогу их найти только утром, соберу у родных и друзей».
«Утром я вам ничего не гарантирую. Пеняйте на себя», – продолжалось давление с другого конца провода.
Наконец, Людмилу Семеновну вдруг пронзила мысль. Она бросилась в комнату невестки, жены старшего сына, схватила ее мобильник и позвонила Олегу. После долгих, казавшихся нескончаемыми, звонков, она услышала родной сонный голос: «Что случилось, мама?».
Людмила Семеновна едва не потеряла сознание, тело обмякло, ноги не держали.
Что тут добавить? После этого все телефоны в доме были отключены. Невестка до утра отпаивала Людмилу Семеновну лекарствами, у которой от волнения взлетело давление, потрескались ногти, полопались сосуды.
Рано утром приехал Олег. Вместе они отправились в районное отделение милиции писать заявление о ночном происшествии. Хождение по кабинетам, с этажа на этаж, успокоения не принесло: «Знаете, сколько таких, как вы, обращаются к нам каждый день? Тут схемы отработаны. И не исключено, что они могут к вам еще позвонить».
Кто-то может сказать: хорошо хоть так обошлось, денег не лишилась. Но в чем подсчитать ущерб, нанесенный здоровью? Как аукнется ей этот ночной звонок, кто знает?
Интересно, что аналогичная история произошла в ноябре в доме моих друзей. Трубку дважды брал глава дома, у которого, кстати, тоже есть взрослый сын, уже женатый и живущий отдельно. Мужчина сразу разобрал, что это не голос сына. Да и звонил бы он, в случае чего, не на домашний, а на мобильный телефон. Поэтому на вопрос: «Алло, папа?» – последовал резкий ответ: «Какой я тебе папа!». К сказанному он припечатал несколько крепких одесских выражений, чтоб понятней было.
Так что, дорогие читатели, не расслабляйтесь в наше нынешнее непростое время. Бдительность в Одессе еще никто не отменял.
Не верьте всему, что вам говорят, да еще по телефону глухой ночью. А главное – не паникуйте ни при каких обстоятельствах. Паника – плохой советчик, лучше остыть, успокоиться и включить одесский прагматизм и смекалку.