Украина не является полноправным членом МУС так, как не ратифицировала Римский Статут. Однако, обращения от Киева по рассмотрению военных преступлений, преступлений против человечности систематически поступают в Гаагу.
На сегодняшний день в МУС - 68 сообщений о возможных международных преступлениях в Украине. Насколько перспективной является ратификация Римского Статута? Станет ли Украина полноправным членом МУС? Будут ли расследованы преступления, совершенные в Украине и являющиеся компетенцией МУС?
На эти вопросы ответил народный депутат Украины, член Комитета по вопросам правовой политики и правосудия, на протяжении многих лет занимающийся вопросами МУС Сергей Кивалов.
Недавно я получил приглашение принять участие в Консультативной Ассамблее членов парламентов в отношении Международного Уголовного Суда (МУС) и верховенства права. Оно состоится меньше, чем через месяц -9 и 10 декабря.Это будет уже девятое подобное мероприятие, приводящееся раз в два года в различных мировых столицах. В этот раз Ассамблея состоится в Дакаре, столице Сенегала.
У меня давняя история отношений с обеспечением участия Украины в международных юрисдикционных органах, в том числе - Международном Уголовном Суде. Так, в 2006 году я представлял Украину на Консультативной Ассамблее членов парламентов в отношении МУС в Токио. Тогда мы с коллегами добились ратификации Украиной Соглашения о привилегиях и иммунитетах Международного Уголовного Суда. В ознаменование этого важного достижения Украины в сфере международного права, Украину посетил тогдашний Президент Международного Уголовного Суда Филипп Кирш. Он, в частности, прочел интересную лекцию студентам Национального университета «Одесская юридическая академия». В 2014 году я сам провел встречу с Президентом Международного Уголовного Суда Соном Санхёном в штаб-квартире МУС в Гааге. Тема встречи – реализация намерений Украины поскорее присоединиться к Римскому Статуту Международного Уголовного Суда.
Традиционно встанет вопрос и о состоянии ратификации Римского Статута и других международных соглашений, на которых зиждется юрисдикция и деятельность Международного уголовного суда.
Как известно, в Украине в сентябре 2016 года вступили в силу изменения к статье 124 Конституции, согласно которым наше государство сможет признать юрисдикцию МУС на условиях, определенных Римским Статутом. Но произойти это может не ранее июня 2019 года. Но я считаю, что мы должны реализовать ряд законодательных инициатив, чтобы ускорить этот процесс и ждать еще три года! Если, к примеру, до сих пор, спустя два года, не расследована одесская трагедия – 2014, то с течением времени остается все меньше шансов установить виновных.
На сегодняшний день Верховной Радой приняты две декларации об одностороннем признании юрисдикции МУС: вначале в отношении событий между 21 ноября 2013 года и 22 февраля 2014 года, и с 20 февраля 2014 года - на будущее. По состоянию на сегодняшний день, Украина продолжает отказываться и от возможности делегировать своего судью и специалистов в МУС, и от обязательств участвовать в компенсации расходов на обеспечение работы Суда. При этом государство Украина постоянно обращается с просьбой заниматься украинскими делами.
Со своей стороны, в штаб-квартире МУС в Гааге со всей серьезностью и тщательностью проводят правовой анализ событий, об оценке которых просила Украина.
14 ноября обнародован очередной ежегодный доклад Канцелярии прокурора Международного уголовного суда, 10 страниц которого посвящено оценке украинской ситуации.
Международным Уголовным Судом получено уже 68 сообщений о международных преступлениях, которые, возможно, были совершены в Украине. 20 - в период с ноября 2013 по февраль 2014 года, и 48 после 20 февраля 2014 года. 10 сообщений о международных преступлениях, которые, возможно, были совершены в Украине после 20 февраля 2014 года поступили уже в этом году. Среди обратившихся в МУС по поводу украинских событий, не только неправительственные организации, но и граждане - жертвы и свидетели возможных международных преступлений.
Канцелярия прокурора МУС, по сути, признала наличие в Украине на территории Крыма международного военного конфликта. Также КП МУС указала, что обладает информацией, указывающей на наличие международного военного конфликта на Востоке Украины, начиная с 14 июля 2014 года. С 30 апреля 2014 года, к конфликту на востоке Украины применимы нормы международного права вооруженных конфликтов.
Мнение Канцелярии прокурора МУС в отношении актов насилия и серьезных злоупотреблений против прав человека, предположительно совершенных властями между 30 ноября 2013 и 20 февраля 2014 года – не изменилось по сравнению с прошлогодним докладом. Эти действия могли представлять собой нападение на гражданских лиц – преступление согласно Римскому Статуту МУС. Однако, имеющаяся в распоряжении Канцелярии прокурора информация не позволяет сделать вывод о систематичности или массовости такого нападения (без чего квалифицировать это как международное преступление, находящееся в юрисдикции МУС – нельзя). В своем докладе, Канцелярия прокурора упоминает о новой информации, полученной в октябре 2016 года, которая еще будет изучаться. Небезынтересна оценка политического контекста возможных нарушений, которую дала Канцелярия прокурора МУС.
В отношении трагедии 2 мая в Одессе, Канцелярия прокурора Международного Уголовного Суда установила, что, «Протесты в городе переросли в насилие между сторонниками унитарности и федерализма, что завершилось гибелью более 40 человек, большей частью сторонников федерализма, нашедших убежище в здании профсоюзов, где начался пожар. Эти события … дополнительно усилили антиправительственные настроения в восточных регионах».
то касается гибели пассажирского самолета рейса MH-17, КП МУС сослалась на оценку Объединенной следственной группы, что самолет был сбит с территории, подконтрольной антиправительственным вооруженным группам.
В отношении боевых действий на Востоке Украины, Канцелярией прокурора МУС сформирована база данных, куда внесены более 800 инцидентов, информация по которым (включая число жертв, примененные вооружения) систематически обновляется. По имеющейся в КП МУС информации, могли иметь место совершенные обеими сторонами конфликта убийства гражданского населения и военнопленных, применение пыток, задержания, а также совершенные, преимущественно, проправительственными силами, похищения людей.
По мнению КП МУС, оба соглашения о прекращении огня, “Минск-1» и «Минск-2», не смогли достичь прекращения военных действий – однако соглашение «Минск-2» снизило интенсивность боевых действий. При этом, продолжаются ежедневные нарушения прекращения огня, включая использование тяжелых вооружений и задержания обеими сторонами.
КП МУС также располагает информацией, свидетельствующей о возможности запугивания крымскотатарского населения, нарушений прав задержанных, принудительной мобилизации в Крыму.
Канцелярия прокурора Международного уголовного суда продолжит принимать информацию относительно международных преступлений на территории Украины, как уже совершенных, так и в случае совершения таких преступлений в будущем.